Самолет мог рухнуть на город

Жителей спас от трагедии пилот Евгений Коновалов

Погода в тот февральский день 1983 года была мерзкой. Низко над землей плыли серо­черные облака, завывал ветер, плотная мгла скрывала аэродромные постройки. На языке авиаторов такие условия называются первым минимумом погоды. Иными словами, возможность летать минимальная. Но она все­таки есть. Летчик­инструктор полковник Евгений Коновалов получил разрешение на вылет. Взлетели на спарке МиГ­23УБ. В передней кабине обучаемый – командир авиадивизии полковник Борис Богданов, в задней – воздушный ас, уже имевший квалификацию летчика­снайпера, Евгений Коновалов.

Несмотря на критические метеоусловия (нижняя граница облачности сто метров, видимость – менее полутора километров), взлет и первые двадцать минут учебного полета прошли нормально. На 21­й минуте случилось непредвиденное: отказали все навигационные приборы, прервалась связь с землей, перестал отвечать на позывные обучаемый командир авиадивизии. Коновалов взял управление на себя. На принятие решения оставались считанные минуты.

В это время руководитель полетов тоже почувствовал неладное. МиГ­23УБ команды с земли не слышал. Тогда была дана команда еще одному самолету, находившемуся в воздухе, пристроиться впереди терпящего бедствие МиГа и вывести его на посадку. Однако из­за плохой видимости возникла опасность столкновения в воздухе, и по команде руководителя полетов эта операция была прервана.

Обучаемый командир дивизии в аварийной ситуации поневоле вел себя пассивно: находился в закрытой кабине под шторкой, открыть ее не мог без подсказки инструктора, с которым прервалась связь. Коновалову оставалось рассчитывать только на себя. Согласно инструкции, в сложившихся условиях летчики, бросив самолет, должны были катапультироваться. Но под крылом самолета лежал город Талды­Курган – областной центр Казахстана с населением более ста тысяч человек. Если бы летчики катапультировались, брошенный самолет мог рухнуть на город, при падении на жилые дома взорваться и погубить многие человеческие жизни. Поэтому, быстро перебирая в уме варианты выхода, катапультирование Коновалов категорически отверг. Чтобы дотянуть до запасного аэродрома, не хватало топлива. Оставалось одно: попытаться посадить самолет в гористой местности при отказавших навигационных приборах, полагаясь лишь на личный летный опыт и профессиональную интуицию.

На военном аэродроме в условиях плохой видимости руководитель полетов приказал направить прожекторы «по­дневному» – в сторону захода самолетов на посадку. Это был хороший ориентир. Коновалов, снизив самолет до предельно малой высоты в пятьдесят метров, нырнул под облака. Сделав два виража, увидел под собой жилые кварталы города, который и не подозревал о нависшей над ним опасности. Город окружали горы, вилась между ними лента реки. Визуально летчик сумел моментально сориентироваться, определить направление аэродрома. Этому помог прорвавшийся сквозь мглу яркий свет прожекторов. Коновалов направил самолет на этот свет, верно рассчитав местонахождение взлетно­посадочной полосы. И вот самолет коснулся полосы, не выпуская тормозного парашюта, пробежал по ней, но дотянуть до рулежной дорожки уже не смог. Но, тем не менее, аварийная посадка прошла успешно.

Только на земле осознали, каких катастрофических последствий удалось избежать. Летчик­снайпер Евгений Коновалов спас экипаж, сохранил самолет, не допустил обрушения его на город, сберег много человеческих жизней. «Всем стало ясно, что полет закончился благополучно только благодаря выдержке, самообладанию и прекрасной технике пилотирования полковника Коновалова Евгения Давыдовича», – утверждает свидетель памятного полета, в то время техник самолета, ныне подполковник запаса Вадим Габбасов.

Впоследствии удалось установить причину отказа навигационных приборов и отсутствия связи: самолет внезапно оказался без электропитания. Разрушился вал привода генератора постоянного и переменного тока. Более шести месяцев на этом самолете никто не летал, он стоял на аэродроме, перед полетом его оборудование и системы проверили недостаточно тщательно. Но просчеты наземных служб не умаляли героического поступка летчика Евгения Коновалова. Сам экипаж МиГ­23УБ тот день, 17 февраля 1983 года, считал своим вторым днем рождения.

Вскоре из Москвы прибыл проверяющий, он исследовал все обстоятельства аварийного полета и ходатайствовал перед командующим военным округом о поощрении полковника Коновалова. Но командующий убывал в Москву на повышение, история с аварийным полетом могла этому помешать, и достойной оценки своего самоотверженного поступка Евгений Коновалов тогда не дождался.

Хотя наградами Евгений Давыдович не обделен. Прослужив в военной авиации 32 года, был отмечен орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и Красной Звезды, семью медалями. Судьба ему выдалась нелегкая. Перед Великой Отечественной войной умерла мать, когда младшему сынишке Жене было всего три годика. Отец участвовал в финской кампании, в Великой Отечественной войне, в 1944 году был тяжело ранен, вернулся домой без руки. Поднимать троих детей на скудную пенсию было трудно. «Я впервые досыта наелся, когда поступил в Качинское высшее военное училище летчиков», – признается Евгений Коновалов.

За три десятка лет службы в военной авиации повидал и испытал всякое. Освоил 12 типов самолетов. Совершил более шести тысяч полетов. В общей сложности провел в воздухе четыре тысячи часов. Выполнял воинский долг за пределами Родины. Каждый полет был по­своему сложным. Но то, что случилось февральским днем 1983­го, Коновалов забыть не мог особенно, считая благодаря тому полету себя дважды рожденным.

Когда переехал на постоянное место жительства в Тверь, активно включился в военно­патриотическую работу, за что недавно был отмечен Почетной грамотой Губернатора. Товарищи по ветеранской организации, прослышав о давнем полете Коновалова, стали убеждать, что тогда он совершил героический поступок. К действию подтолкнула аварийная посадка ТУ­154 на запасном аэродроме Ижма в Республике Коми в условиях отказа трех бортовых генераторов. Члены экипажа впоследствии получили звание Героя России. Вот и правление Тверского регионального отделения общественной организации инвалидов войны в Афганистане ходатайствовало перед руководством страны о присвоении Евгению Давыдовичу Коновалову звания Героя Российской Федерации за спасение в аварийной ситуации экипажа и военной техники, за предотвращение многочисленных человеческих жертв и разрушений. К ходатайству присоединились другие ветеранские организации города, а также председатель Межрегиональной организации «Союз ветеранов войн и военной службы Военно­Воздушных Сил», дважды Герой Советского Союза, генерал­полковник авиации М.П. Одинцов. Порядок требует, чтобы наградной лист согласовали первые руководители города и области. Заслуженный летчик, а также его товарищи­ветераны твердо надеются, что такое согласие в скором времени будет получено.

Евгений ШИМИН

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *