Хлеб трудных истин

Штрихи к портрету Нины Петровны Болговой

«Когда я начинаю рассказывать некоторым людям о пользе ржаного хлеба, они мне тут же замечают: это ты себя рекламируешь, чтобы мы твой хлеб покупали», – не без юмора говорит генеральный директор ЗАО «Хлеб» Нина Болгова. В коридоре у ее кабинета – собственноручно снятые зимние пейзажи, чуть дальше на лестничной площадке второго этажа большой образ Богоматери «Спорительница хлебов» – редкий и чудесный по своей красоте образ Богородицы, благословляющей хлеба как символ человеческого труда.

Наверное, то, с чего Нина Петровна начинает беседу, и есть самое главное в понимании ее как личности многогранной. Тут складывается образ не столько руководителя одного из самых успешных предприятий Твери, а особого типа талантливой личности. Кстати сказать, все, описанное здесь, начиная с утверждений о пользе ржаного хлеба, отнюдь не является рекламой.

Нина Петровна приняла крещение в сорок лет:

– И, по сути, надо мной, кроме Бога, никакого начальства нет, только Он меня строжит, не дает переступить нравственной черты, чтобы не зарыться, не зазнаться. В жизни вера мне сильно помогает.

Родилась она в доме у Скорбященской церкви и очень гордится тем, что коренная тверитянка.

– Вокруг меня всю жизнь хлеб, – так не без оснований считает Нина Петровна.

Много лет в торговле, проработав начальником оптовой базы, простояв пять лет за прилавком, Нина Болгова всегда мечтала стать главным инженером большого предприятия. Едва ли можно сказать, что мечта не сбылась… 

Первый в Калинине хлебозавод открылся в 1930 году на Станционной улице. Город рос, набирала темпы индустриализация, и народ в большом количестве стекался сюда из деревень. Частные пекарни уже не справлялись с заказами, и требовалось большое производство. Тогда новый завод выпускал ассортимент, ничуть не уступающий сегодняшнему. В 1941­м завод разбомбило – прямое попадание немецкого снаряда. После освобождения города здесь «под натянутыми палатками» сразу запахло свежим хлебом. Завод №  1 был восстановлен за восемь дней. Вернее, суток. Фронт требовал хлеба.

В восьмидесятых, когда предприятие готовили к сносу, его и возглавила Нина Болгова.

– Я пришла почти что в никуда, – вспоминает она. – 130 человек персонала в трех печах выпекали только черный хлеб.

Сегодня на предприятии свыше тысячи рабочих, и из ворот выходит 70 тонн продукции в сутки.

– Мы никогда не жили богато, мы всегда жили в чистоте. Может, потому­то и кризисы всегда переживали проще, – говорит Нина Петровна и признается, что завод никогда не зарабатывал на хлебе больше трех процентов прибыли.

Болгова – одиннадцатый директор хлебозавода. Несмотря на сгоревшие в войну архивы, ей удалось по крупицам собрать историю своего предприятия, что называется, «до себя» и выпустить книгу. И если 82 года существования завода разделить на 11 по числу руководителей, то получится, что эпоха Нины Петровны здесь «самая долгая». 82 года заводу, из них с Болговой – зеркальные 28. Целая жизнь: все прошло как один миг.

– Хлеб – великий дар, – убеждена директор. – Бог нам завещал, что хлеб есть Тело Христово. Здесь нельзя погрешить. Этот бизнес нужно делать только чистыми руками.

А еще Болгова не стремится и не желает идти в политику, хотя, честное слово, таких политиков нам не хватает. Но она дорожит свободой говорить то, что хочет, что думает, и совершенно не боится этого делать. Нет, Болгова не лукавит. Она всегда вправе сказать: мы можем потерять деньги, но не имя. Имя – это самое дорогое, а деньги можно потерять и опять заработать.

Вопрос о счастье тут возник сам собой. В чем оно?

– В воплощении собственных идей, – как бы и не заготовленный ответ, но и без долгой паузы. – А еще в свободе.

Политика лишает свободы. Нина Петровна знает, что это такое. За три года работы в райкоме партии, курируя сферы торговли, бытового и коммунального хозяйства, комсомол, она взяла от политики главное – умение управлять. Присовокупила к своим знаниям торгового дела и, что называется, закрыла все тылы. По ее словам, руководитель – это не тот, кто сидит в кресле и подписывает бумаги, а кто принимает правильные решения, даже постоянно рискуя.

Болгова умеет очень много. Она умеет шить, водить машину и извиняться перед людьми за свои ошибки. Почти не смотрит телевизор, разве что канал «Культура» да передачи про рыбалку. По ее мнению, на фоне той бедности, что есть сегодня в России, «эти шоу и кулинарные изыски… просто непорядочно как­то. Нас учили: если ты сыт, вспомни, что где­то есть голодный».

Болгова входит в состав нескольких общественных организаций, это дает ей возможность высказывать «свои мысли и сверять мнения», тем самым чувствовать пульс общества, которое каждый день гудит за стенами завода. Наверное, поэтому она знает, как какой район города живет, как в историческом аспекте это население формировалось. Исходя из этого, на предприятии и рассчитывается потребительская корзина.

В ее голосе нет пафоса. Потому что Болгова не живет в своем «уютном мирке», и на работе с половины седьмого утра и до вечера.

– Да, здесь мне легко, потому что это мой второй дом, – говорит она. – А вот там, за его стенами, тяжело.

Тяжело оттого, что многие люди потеряли себя: заелись чипсами, «энергетиками», другими суррогатами, уничтожили русскую культуру питания, погрязли в кредитах, квартирах, машинах. Безликие стали какие­то. Бесполетные. И попробуй тут заговорить о пользе хлеба, чтобы не подумали о рекламе.

– Хлеб… он должен быть настолько чистым! Ведь он был и остается не только физическим строителем организма, но и духовной сутью.

Поэтому для хлеба чистые руки – это в первую очередь чистая совесть. Бизнес, вопреки нынешним примерам «королей торговли», может строиться не только на погоне за сверхприбылью, но в первую очередь на том, чтобы в этом непростом и неоднозначном деле найти согласие с самим собой. И не забывать о тех, для которых именно хлеб до сих пор остается символом материального благополучия. У Болговой это получается.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *