В соседнюю область – пешим порядком

В последние годы большое внимание уделяется вопросам межрегиональной интеграции: развитию и укреплению связей между соседними регионами. Состоялись встречи и подписаны соответствующие соглашения между Тверской и Новгородской областями, буквально недавно аналогичные процедуры проведены со Смоленщиной. Это нормальный и абсолютно естественный процесс для современного общества.

Хочется верить, что рассматриваемый ниже факт является всего лишь временным недоразумением на фоне этих процессов.

В социально-экономической географии существует понятие «центр тяготения». Для ряда восточных районов Тверской области, в первую очередь Сонковского и смежных с ним, таким центром тяготения является город Рыбинск соседней Ярославской области: добраться до него всегда было дешевле, быстрее и проще, чем до собственного областного центра, а потенциалом он обладает вполне сопоставимым. Многие молодые сонковцы и бежечане обучаются в Рыбинской государственной авиационно-технической академии и авиационном техникуме, а выпускники Рыбинского педагогического колледжа трудятся в сельских школах Бежецкого Верха. Сильны и родственные, и туристические связи между двумя регионами.

Однако транспортная инфраструктура на стыке областей развита не слишком хорошо. Прекрасной транспортной артерией, связывающей наши регионы, является река Волга, и в свое время водный транспорт играл значительную роль. Однако в 1990-е транспортное сообщение по реке прекратилось. Автор этих строк тогда уже бил тревогу по данному вопросу на страницах прессы. И кто бы мог предположить, что спустя пару десятков лет придется вновь вернуться к указанной теме, но уже в отношении единственного, по сути, оставшегося сухопутного способа передвижения: бесперебойно курсировавшего со сталинских времен пригородного поезда сообщением Сонково – Рыбинск – Ярославль. Благодаря удобному расписанию и наличию состыкованных автобусных рейсов через Бежецк он представлял собой оптимальный вариант и для жителей Твери. По введенному же в позапрошлом году автобусному маршруту № 900 Тверь – Рыбинск выполняется всего два рейса в неделю через Калязин, что также не является реальной альтернативой поезду.

И теперь по существу проблемы. Реформа железнодорожного транспорта не могла оставить в стороне сферу пассажирских перевозок, в результате они (как, впрочем, и грузовые) оказались переданными в частные руки. Для организации пригородных перевозок образованы так называемые пригородные пассажирские компании, «привязанные», как правило, к региону обслуживания. Выполнять перевозки в сообщении Сонково – Рыбинск стало вновь образованное ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК), базирующееся в Ярославле.

Единственным участком Северной железной дороги, проходящим по территории Тверской области, является перегон Пищалкино – Сонково (стык с Октябрьской железной дорогой). Вот эти-то полтора десятка километров и стали камнем преткновения. Чтобы получить право перевозки пассажиров на данном участке, СППК должна была заключить соответствующий договор с Тверской областью, но договор не заключен. В результате маршрут поезда был с середины января этого года сокращен до станции Пищалкино, а тверские льготники лишились при проезде в нем своих льгот. Самое же главное, что иного регулярного сообщения между Сонковом и Пищалкином нет. Автобус маршрута Сонково – Красный Холм выполняет заезд туда лишь по средам и пятницам, в остальные дни желающие уехать в Рыбинск вынуждены преодолевать расстояние в семь километров от остановки этого автобуса на развилке в районе деревни Ивановское до станции Пищалкино пешком, имея в распоряжении чуть больше часа. Вряд ли пеший бросок можно считать приемлемым для подавляющего большинства пассажиров, среди которых и родители с детьми, и пожилые люди.

 Хочется надеяться, что пути решения возникшей проблемы будут все-таки тем или иным образом найдены, и межрегиональное пассажирское сообщение сможет быть восстановлено в прежнем объеме, что явится существенным вкладом в социально-экономическое благополучие как тверских, так и ярославских жителей.

С.А. СУРОВЕГИН

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *