С большим вниманием прочел в «Тверских ведомостях» № 6 за этот год статью Валерия Годовицына «Жизнь Николая Японского была подвигом». В связи с прочитанным мне хотелось бы в очень краткой форме поведать читателям о моем земляке Петре Алексееве, духовным наставником которого в Японии был отец Николай.
Родился Петр в селе Ивановское (ныне Старицкий район) – родовом имении помещиков Корниловых. Когда вырос, решил обрядиться в матросскую форму и готов был последовать с молодым барином Алексеем Александровичем Корниловым хоть на край света, что в конечном итоге и произошло (А.А. Корнилов дослужился до чина вицеадмирала, умер 14 мая 1893 года). Служил Петр исправно. Воевал, имел награды. Большого богатства не нажил, но и бедным не был. Известие об отмене крепостного права в России пришло в Японию, когда эскадра стояла на Хакодатском рейде. В 1862 году, после одиннадцати лет службы, Петр ушел в отставку. С большим трудом, с помощью высокопоставленных чиновников он получил вольную и право проживания за границей. В острой конкурентной борьбе занял достойное место в купеческой среде. Как человек исключительной честности, быстро завоевал уважение и доверие российских и японских купцов. Имея деньги, Петр не забывал и о благотворительности. В его планы входило открытие торгового дома, для этого приобрел землю рядом со зданием Российского консульства. Но обстоятельства круто изменились. Его духовный наставник отец Николай указом Святейшего синода получил новую должность. Теперь он не просто настоятель русской церкви в Хакодате, а начальник православной миссии в Японии. Местом пребывания для себя выбрал Токио.
В 1871 году Петр покидает Хакодате, чтобы помочь отцу Николаю освоиться в столице Японии. Он понимал, что без его благотворительности отцу Николаю будет очень трудно. Петр на свои деньги покупает землю под храм, которую облюбовали вместе с отцом Николаем в северной части города СотоСира на склоне горы. Одновременно начали строить церковь и каменный двухэтажный дом для миссии. Спустя год церковь была уже готова.
Осенью 1872 года Петр заболел, простуженный ходил на стройку, сильно кашлял, затем совсем занемог и скончался. Его отпели в церкви, которую он построил, а похоронили на христианском кладбище в Иокогаме.
На похоронах русских было немного. Колония землячества только зарождалась. В основном пришли те, кто знал Петра лично. На церемонии присутствовал капитан 2го ранга Павел Назимов, командир корвета «Витязь» Федор Карлионин, вдова Софья Васильевна, вицеконсул Карл Вебер, японские коммерсанты Сига Уратароо, Бенгоро, Кихэ и некоторые другие. Гроб несли матросы с «Витязя». Они помнили, что год назад перед уходом корвета к Новой Гвинее с ученым Н.Н. МиклухоМаклаем заготовкой провизии для них занимался Петр Алексеев. Архимандрит Николай уходил молча, он проводил сегодня самого близкого по духу христианина, деяния которого проходили на его глазах и с его благословения.
Трудно переоценить заслуги Петра в налаживании добрососедских отношений с Японией, завязывании первых узелков дружбы с торговцами и предпринимателями.
Не подвигом возвысил Петр имя свое, а подвижничеством, работой для будущего. Мы не вправе забывать таких людей.
Р.А. СТРУЖКОВ
Кувшиново
Добавить комментарий