Скидка – покупателю не товарищ

Но многие клюют на гипнотическую ценовую наживку

О том, что всевозможные распродажи, будь то вещевые или продуктовые, по сути лишь профанация, рассчитанная на доверчивых покупателей, желающих сэкономить, – сказано и написано предостаточно. И все же еще раз поднять эту животрепещущую тему лишним не будет.

Не секрет, что постновогодние «сейлы» в крупных торговых сетях являются своего рода традицией. Ведь покупатели, шиковавшие в канун зимних празднеств, по прошествии таковых нередко оказываются на мели и пытаются оптимизировать прохудившийся семейный бюджет. Именно поэтому пленительное слово «распродажа» вызывает в сердцах потребителей благоговейный трепет и напрочь отключает аналитические способности.

Вот и одна из региональных торговых сетей, объявляя очередную акцию неслыханной щедрости, сделала ставку на то, что покупатели ринутся скупать товары по дешевке, ничего не видя, ничего не слыша. В противном случае телевизионная реклама, возвещавшая довольно длительное время о том, что тверитянам стоит поторопиться, чтобы «успеть на скидки до 60 процентов», которые продлятся по 12 февраля, вряд ли появилась бы в эфире. Дело в том, что в печатном каталоге с перечнем товаров для распродажи сразу значился более пролонгированный период скидок: до 20 февраля. Лукавство рекламодателей налицо, ведь покупательский, точнее, даже скупательский ажиотаж, возникающий в преддверии окончания спецакций, стоит того, чтобы «скидочные» сроки скорректировать несколько раз. И появление в телевизионном эфире видоизмененного рекламного призыва поторопиться в магазины, чтобы успеть-таки, но уже не до 12-го, а до 20 февраля – было вполне ожидаемо, и он не заставил себя ждать. Впрочем, маленькая неточность со сроками куда менее неприятна, нежели магическая феерия с ценниками.

Из 378 товаров, обозначенных в каталоге «Успей на скидки до 60 процентов», только 178 наименований предлагались с экономией, превышающей 20 процентов, со скидкой более 40 процентов – 14 товаров, ну а с объявленным удешевлением в 60 процентов – всего 10! При этом ассортимент в магазинах данной сети, как значится на официальном сайте, – от 15000 до 60000 наименований.

Что же касается сниженных цен на конкретные виды провизии, бытовой химии, гигиенических средств, то на некоторых из них стоит остановиться подробно.

К примеру, яблоки «Айдаред» предлагаются любителям погрызть чего-нибудь на досуге всего лишь за 29 рублей 90 копеек, тогда как изначальная стоимость богатого железом фрукта обозначена в 47 рублей 20 копеек. Казалось бы, выгодное предложение, однако ни в киосках «Овощи–фрукты», ни в продовольственных магазинах конкурирующих сетей яблок данного сорта дороже 40 (!) рублей за килограмм обнаружено не было. При этом в данных торговых точках обычная, совершенно не распродажная цена на «Айдаред» составляла в среднем 32–35 рублей.

Стоимость килограмма сыра «Маасдам» под маркой «Гранфор» со скидкой в 30 процентов составляет 299 рублей 90 копеек, без таковой – якобы 428 рублей ровно, однако в середине января, незадолго до начала акции, стоимость этого же молочного лакомства составляла 373 рубля 50 копеек (согласно кассовому чеку). Кстати, если уж быть точными, то с означенной скидкой «Маасдам» должен стоить 299 рублей 60 копеек, то есть на 30 копеек меньше.

Увы, если в данном ценнике расхождение копеечное, то в некоторых других – уже рублевое! Взять хотя бы «Грибной жульен с маслятами и подберезовиками» в расфасовке 400 граммов, стоимостью 39,9 рубля при скидке в 60 процентов. Первоначальная стоимость полуфабриката обозначена в 96,5 рубля, поэтому за вычетом 60 процентов жульен должен предлагаться покупателям за 38,6 рубля. Аналогичный просчет и с ценой в 499,9 рубля на коньяк армянский «Саят Нова пять звезд» с 5-летней выдержкой. Как значится в каталоге, до распродажи данная емкость с содержимым обходилась ценителям крепкого алкоголя в 800,5 рубля, но после того, как удешевительная акция стартовала, коньяк удостоился скидки в 38 процентов, посему на данный момент он должен оцениваться в 496,4 рубля, то есть на 3,5 рубля дешевле номинала. Естественно, пересчитывать все старые цены на новые с учетом скидок нет ни смысла, ни желания – тенденция и так ясна. Куда интереснее другое: так, сниженная на 60 процентов стоимость упаковки чая «Липтон» в 25 пакетиков обозначена в каталоге без дополнительных условий предоставления скидки, но в магазинах рядом с этим товаром значится приписка «Акция действительна при покупке не более 4-х штук». На этом фоне примечательным выглядит противоположное объявление на получение скидки в 33 процента на молоко в литровом тетрапакете «Лианозово». Пояснение гласит: «Цена действительна при одновременной покупке трех штук». Хотя молоко, в отличие от того же чая, продукт скоропортящийся, а потому закупать одновременно три литра – скорее расточительно.

Заслуживает внимания и то, что некоторых товаров, обозначенных в каталоге, нет в наличии.

– Я пришла сейчас исключительно за кофе, уж больно хорошая цена на него указана. Много лет пью кофе одной и той же марки, но его в продаже, к сожалению, нет, – посетовала Ольга Савушкина.

Как оказалось, речь шла о натуральном растворимом кофе «Карт Нуар» в стеклянной банке емкостью 95 граммов. Стандартная цена данной расфасовки 362 рубля, по спецпредложению – 144,9, но на поверку баночки такой вместимости не оказалось. Продавцы же на вопрос: «А был ли вообще с начала акции „Карт Нуар“, подпадающий под скидки?» – лишь не шибко любезно бурчали в ответ, что не было. При этом кофе «Карт Нуар» в иных вариациях фасовки имеется в изобилии, но без скидок.

Витиеватое предоставление скидок или даже псевдоскидки характерны для торговых точек разных торговых сетей. И везде по законам жанра: в рекламной паузе было громогласно объявлено, что покупателям предлагается сахарный песок по цене 20,9 рубля за килограмм. (Цена действительно низкая, ведь в обычных магазинах стоимость пакета сахара доходит до 27 рублей и то за 900 (!) граммов.) Единственное «но», исходя из рекламной агитации, заключалось в том, что сахар предполагалось отпускать не более чем по 10 килограммов в одни руки и не более трех дней. Столпотворение в торговых залах не заставило себя ждать: люди шли за дефицитом семьями. В действительности же сахарный песок продавался в любом количестве, только в один чек можно было пробить те самые 10 килограммов – не больше, но никто не мешал оформить покупку несколькими чеками.

– Несколько неприятно, правда. Я деда подняла, а он мучился давлением, всю ночь не спал. Заставила его пойти вместе со мной, чтобы дешевым песком запастись, а выяснилось, что я и одна могла закупиться, – развела руками пенсионерка Галина Фролова.

Ну что тут сказать? Распродажи, акции, спецпредложения – по определению подобны сыру в мышеловке, и бороться с этим практически невозможно. Ведь при существующем уровне жизни среднестатистический гражданин вряд ли сможет удержаться от соблазна клюнуть на гипнотическую ценовую наживку…

Ксения БАДАКОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *