Музейный комплекс поэта может появиться в городе и его окрестностях
«Николай Гумилёв входит в первую десятку поэтов Серебряного века, и он единственный, кто остался без музея, – московский культуролог Ольга Леонидовна Медведко (на снимке) говорит убежденно и горячо, и я легко представляю, как она с не меньшим жаром повторяет эти слова множество раз. – Понимаете, это нонсенс. Наберите в Интернете „Николай Гумилёв музей“, и поисковики вам выдадут: „Музей только виртуальный“. И никаких разумных, понятных причин отсутствия музея нет. В том числе абсурдно говорить, что для создания музея ничего не осталось. От Гумилёва осталось много, большой архив, в том числе собранный благодаря моему мужу и свекру, Сергею и Павлу Лукницким. Они были совершенно уникальные люди, подвижники и романтики, каких уже почти не осталось. Они стучали во все двери, били во все колокола, напоминали о Николае Гумилёве, сделали все, чтобы это имя не было забыто, заняло заслуженное высокое место в русской литературе».
…Диву даешься, откуда берутся, несмотря на наш совершенно не романтический век, такие романтические натуры, как Лукницкие. Хотя… в советское время иметь такую «внутреннюю эмиграцию» было для многих спасением и отдушиной. Отец, Павел Лукницкий, дворянский сын, всю жизнь посвятил сбору архива Гумилёва, дружил с Анной Ахматовой, арестовывался как «бывший», прятал архив в послевоенные годы. Сын двадцать лет делал все, что мог, для реабилитации и пропаганды творчества Николая Гумилёва. Вот только музей создать не успел – скончался в 2008 году всего пятидесяти пяти лет. Отец и сын Лукницкие сами писали стихи, пусть не уровня Гумилёва и Ахматовой, но добротные и искренние. Огромный собранный архив с подлинными рукописями Николая Гумилёва, фотографиями и документами передан еще в 1968 году в Пушкинский Дом. Тогда это был максимум возможного. До реабилитации поэта Павел Лукницкий не дожил, он скончался в 1973 году
И теперь, как говорит Ольга Медведко, «я дойду до конца… то есть до победы, обязана дойти». Ее решимость привела уже к тому, что прошение о создании музейного комплекса Гумилёва в Бежецке подано на имя Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, сама она с этой же идеей была на личном приеме у министра культуры России Александра Авдеева – и встретила поддержку и понимание. Теперь она полна надежд на поддержку региональных и муниципальных властей Тверской области.
– Настоящее место такого музея, – рассказывает Ольга Медведко, – в Бежецке. Здесь даже не надо ничего выдумывать: с городом связаны три гения, да каких – отец и сын Гумилёвы, Анна Ахматова! В Бежецке сохранился их дом на улице Чудова, церковь Рождества Христова – их приходской храм. Сама улица – дивный уголок старого города… Я понимаю, есть «Дом поэтов» в Градницах, но этого мало, необходим музейный комплекс, охватывающий все: Бежецк, Градницы и Слепнёво. Это был бы главный туристский бренд Бежецка.
И опять небольшой комментарий. Кто они, ратующие за музейный комплекс? Пара одержимых высокой и несбыточной идеей московских или питерских интеллигентов, проводящих пару недель или месяц на своей даче в Тверской области и чертящих на досуге «прожекты» без приложения к местным реалиям? И такие, естественно, есть, хотя надо сказать, что они составляют когорту людей действительно высокообразованных; для Бежецка честь принимать их – тем более для многих из них здесь земля их предков. К идее создания музея Н.С. Гумилёва в Бежецке подключились Владимир Полушин, автор книги о Николае Гумилёве в серии «Жизнь замечательных людей», Сергей Зинкевич – внук поэта, Лариса Якунина – организатор поэтических салонов в Москве, Марина Козырева – питерский литературовед (ее тесть сидел в лагере вместе с Львом Гумилёвым, в 1990х годах она сохранила квартиру Льва Гумилёва), Валентина Биличенко – автор книг об Анне Ахматовой, Геннадий Иванов – секретарь Союза писателей России, Анатолий Чистобаев – профессор, работавший вместе с Львом Гумилёвым, и другие.
Когда в прошлом году состоялся вечер памяти Николая Гумилёва в Центральном Доме литераторов в Москве, его участники приняли обращение к Президенту России о необходимости создания музея Николая Гумилёва. Под обращением подписались поэт Евгений Евтушенко, главный редактор «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков, народный артист СССР Эльдар Рязанов, народный артист СССР Алексей Баталов, академик РАН, писатель Николай Шмелёв, писатели Игорь Золотусский и Игорь Волгин, поэты Юрий Кублановский и Евгений Раевский, народный артист СССР Вениамин Смехов и другие.
Но если бы даже в инициативную группу входила вся отечественная интеллигенция, говорить о практическом приложении музея было бы еще не совсем уместно. Нужен ли музей в самом Бежецке? Да, можно сказать со всей ответственностью, нужен.
Директор муниципального Дома культуры микрорайона «Сельмаш» в Бежецке Галина Козловская (на снимке слева в первом ряду), которую мы попросили прокомментировать инициативу с гумилёвским мемориальным комплексом, рассказывает о бежецкой «гумилёвской тропе» с неподдельной радостью. В какомто смысле путь к Гумилёву сейчас – это действительно тропа, полузабытая дорога к урочищу Слепнёво, родовому имению Гумилёвых, от которого теперь остался только почти вырубленный парк с сильно запущенной одичалой растительностью да великолепный старовозрастной дуб, памятник природы, стоявший когдато у перевезенного ныне в Градницы усадебного дома.
– Ну, если рассказывать, что и как было… Началось лет шесть назад. Приехала к нам в Бежецк Валентина Маркова, лидер поэтического объединения «Сить» из Сонкова. И она предложила нам проводить такие гумилёвские поэтические встречи. Мы сначала испугались – вначалето все страшно. Но подключился Александр Антонов из Сонкова, он стал нам помогать. Так и пошло. Познакомились с Ларисой Якуниной, сонковской дачницей, она привезла лекции о Гумилёве и Ахматовой, подключила Ольгу Медведко. Тогда еще жив был Сергей Павлович Лукницкий, он очень хотел приехать, прислал нам благодарность, книги. К огромному сожалению, в 2007м он не смог побывать лично, а в 2008 году его не стало… Но надо отдать должное Ольге Леонидовне: она с полной самоотдачей продолжает его дело. Книгами мы обеспечены исключительно хорошо. Тут помощь оказали разные люди. Помог Анатолий Чистобаев. Обратились в Тверской государственный объединенный музей, получили помощь, особая благодарность музейному сотруднику Лидии Богдановой. Сформировался круг единомышленников, тех, кто непосредственно отвечает за «гумилёвские встречи». Есть и постоянные участники, например, поэтический клуб «Иволга» из Твери и его руководитель Виктор Бабковский.
…Читателям, не знающим, что такое Слепнёво, нужно напомнить, что это место недалеко от Градниц в Сулежском сельском поселении Бежецкого района. Деревня исчезла в 1960х. Еще в 1990х там возделывали поля, но затем все изрядно заросло, и найти искомую полянку, где стоит дуб и когдато был дом Гумилёвых, не всегда могли даже старожилы.
– Вспоминаю, как мы первый раз пошли в Слепнёво, – рассказывает Галина Козловская. – Это было пять лет назад. Галина Алехина, библиотекарь из Градниц (тогда в градницком доме была библиотека и только в ней хранилась память), стала нас принимать. Пошли смотреть место, где было Слепнёво. И Галина Ивановна… заблудилась. Представьте, местный человек, хранитель истории и – вот так. Она чуть не плакала. Поплутали, нашли, слава Богу. Но мне кажется, что если бы мы тогда не добрались, возможно, это место вообще было бы потеряно.
Конечно, имя Гумилёва в Бежецке вспомнили не пять лет назад. Та же Галина Козловская уже четырнадцать лет возглавляет молодежный центр при ДК, где тема Николая Гумилёва сразу и прочно заняла ведущее место в работе. «Для меня это имя было тем открытием Бежецка, после которого полюбила и приняла этот город», – признается она. Несколько проектов, конкурсов, грантов – все это было получено «под Гумилёва». Например, смогли осуществить незабываемую поездку в Петербург, в Комарово, где были палаточный лагерь на берегу Финского залива, посещение всех литературных музеев северной столицы, где хоть както отражена жизнь Николая Гумилёва. Валентина Биличенко принимала бежецких гостей «в стиле Ахматовой», ребята смогли увидеть и пообщаться с людьми, лично знавшими и работавшими со Львом Гумилёвым. Такое не забывается.
– Но чтобы попасть в такую поездку, у нас был конкурс. Разучивали стихи, изучали биографии Ахматовой и Гумилёва. Брали тех, – Галина Козловская улыбается, – кто выучил наизусть не менее десяти стихотворений Николая Гумилёва. И, знаете, можно сказать, что у многих ребят этим сформировали вкус к хорошей литературе. Теперь на чтениях не редкость, когда школьник, подросток может прочесть до сорока–пятидесяти стихотворений великого поэта.
Коллектив, работающий в Бежецке с ребятами, – это Александр Тихолаз – бард, гитарист, Александр Логунов – культуролог, краевед, поэт, Ирина Шанова (Щучко). Они непосредственно ведут подготовительную работу по организации «СлепнёвскоГрадницких молодежных поэтических встреч» (термин «чтения» его участники просят пока из скромности не употреблять). Проходит мероприятие три дня, это в чемто сродни туристическому слету. К большому числу участников здесь не стремятся, условились, чтобы их было до семидесяти человек. Большинство – подростки, взрослые – только те, кто отчетливо представляет, ради чего они здесь. В Слепнёве заранее производят уборку, скашивают поляну. А затем, в третью неделю августа, проводятся сами встречи. Уже сейчас география участников включает и Москву, и Петербург, и Тверь, и Ярославль, и, конечно же, Бежецк. В последний день участники идут пешком от Слепнёва до Градниц, и там, у «Дома поэтов», проходит финальная часть. Участники встреч хотели бы как можно дольше сохранить их неформальный характер. Даже сцена делается из обычной телеги с сеном.
…Интерес к Николаю Гумилёву, к его исторической родине растет. И нет сомнений, что организация музеязаповедника, постановка на государственную охрану исторических мест, связанных с именами Анны Ахматовой, Николая и Льва Гумилёвых, благотворно повлияет на всю культурную жизнь Бежецкого края. Дело лишь за тем, чтобы такое решение было принято.
Павел ИВАНОВ
Добавить комментарий