На 1 января нынешнего года в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) России содержалось 755,6 тысячи человек – на 63,6 тысячи меньше, чем к началу прошлого года. В 758 исправительных колониях отбывало наказание 639,6 тысячи человек (на 54,8 тысячи человек меньше). В 148 колониях-поселениях – 44 тысячи человек. В пяти исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывали наказание 1774 человека (плюс 35).
В учреждениях УИС России – 59,2 тысячи женщин, в том числе 49,5 тысячи находящихся в исправительных колониях. При женских колониях 13 домов ребенка, где находятся 806 детей.
При исправительных и воспитательных колониях действуют 318 вечерних общеобразовательных школ и 235 обособленных структурных подразделений, 332 профессионально-технических училища, 555 храмов, 699 молитвенных комнат. Штатная численность персонала УИС – 347 тысяч человек.
Начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Тверской области Геннадий Казаков, отвечая на вопросы нашей газеты, дает характеристику уголовно-исполнительной системы региона.
– За убийство отбывают наказание 2787 человек, или 31 процент от общего количества содержащихся в колониях нашего региона. За кражи – 1578 человек (17,3 процента), за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, – 1536 человек (17 процентов), разбой – 854 (9,3 процента), грабеж – 609 (6,7 процента), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 337 (4 процента), изнасилование – 145 (1,6 процента), против половой неприкосновенности несовершеннолетних – 99 человек (1 процент), за иные преступления – 1108 человек (12,1 процента).
Преступность молодеет. Это очевидный факт. Наибольшее количество осужденных приходится на возраст от 20 до 25 лет (1827 человек), от 26 до 30 – 1898 человек, от 31 до 35 – 1809 человек, от 36 до 55 – 2757 человек. Старше 65 среди осужденных всего 38 человек (0,8 процента от общего количества).
– Как осуществлялась в прошлом году организация режима и надзора? Поделитесь, пожалуйста, результатами работы.
– Основные усилия отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений УФСИН России по Тверской области направлены на безусловное укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений, обеспечение раздельного содержания осужденных в местах лишения свободы.
– Можно намерения подкрепить фактами?
– При обысках в 2011 году было изъято 9900 рублей, тогда как в 2010 году – 35540 рублей, наркотиков и сильнодействующих медицинских препаратов – 376,922 грамма (в три раза больше, чем в позапрошлом году), мобильных телефонов – 389 (85 – в позапрошлом году). В 2011 году за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов был задержан 71 человек, привлечено к административной ответственности 37.
– Без камер слежения теперь трудно представить даже малопривлекательный объект…
– Мы активно внедряем в колониях системы видеонаблюдения. Системы аудиовизуального надзора и контроля установлены во всех учреждениях, в том числе купольная камера и другие технические новшества установлены в исправительных колониях № № 1 и 4. Всего в надзоре за осужденными используется 287 видеокамер. Видеонаблюдение помогло зафиксировать 2344 нарушения порядка отбывания наказания в целом за 2011 год.
– Заключенные пытались совершить побег?
– В прошлом году из-под надзора и из-под охраны побегов осужденных не было. Применялись спецсредства 39 раз.
– Постоянно дискутируется вопрос: не вернуться ли России к исключительной мере наказания – смертной казни? На этом настаивают даже руководители фракций Государственной Думы. Предполагаю, что итоги референдума оказались бы не в пользу убийц, насильников, террористов…
– Наше ведомство является исполнителем приговоров, так что вопрос, скорее, к законодателям. Если вас интересует мое мнение, то убийцы и насильники должны отвечать по максимальной строгости закона.
– Чем вызвано изменение названия «исправительно-трудовое учреждение» на просто «исправительное»? Всегда считалось, что труд – главный воспитатель человека.
– В связи с изменением уголовного законодательства (Уголовного кодекса РСФСР – на Уголовный кодекс РФ, Исправительно-трудового кодекса РСФСР – на Уголовно-исполнительный кодекс РФ, который вступил в силу 1 июля 1997 года) изменились цели уголовного наказания. Если раньше целью, в том числе, было перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, то в соответствии со статьей 9 УИК РФ исправление осужденных – формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, цель наказания обозначена как восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Соответственно, исправительно-трудовые учреждения стали именоваться исправительными учреждениями.
Также изменение было вызвано экономическим кризисом 1990-х годов. Тысячи предприятий прекратили существование. Количество заказов, договоров катастрофически уменьшилось. Осужденные остались без работы. Для налаживания производственных связей потребовались долгие годы. Сейчас в учреждениях нашей системы ощущается острая нехватка рабочих мест. Тем не менее мы прилагаем максимальные усилия, чтобы осужденных обеспечить работой. Ведь многие должны платить по исполнительным листам. А как они могут выполнить финансовые обязательства, не работая в колонии?
Структура нашего производства: 45 процентов – швейное, 29 – металлообработка, 6,7 процента – деревообработка, 5,5 процента – производство сельхозпродукции, 13,8 процента – другое производство. Вывод осужденных на оплачиваемые работы в 2011 году составил 43,8 процента от среднесписочного состава (при плане 45 процентов). Учреждениями УИС области за прошедший год произведено товарной продукции и оказано услуг на сумму 463,2 миллиона рублей.
– Бытует мнение, что осужденные пребывают во вполне комфортных условиях. К тому же больше половины из них не работают, а просто проживают срок. Как согласуется смягчение условий пребывания осужденных с карательными мерами в общечеловеческом понимании?
– Реформирование уголовно-исполнительной системы предусмотрено Правительством РФ. Чего хорошего было в том, что в одной колонии находились рецидивисты и лица, впервые отбывавшие срок? Вряд ли такое соседство способствовало исправлению первично осужденных. Согласно статье 80 Уголовно-исполнительного кодекса, а также Концепции развития УИС заключенных расселили. Теперь у нас в области три исправительных учреждения для лиц, впервые осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, – ИК-1, 6, 9. В Торжокской колонии № 4 находятся люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, а рецидивисты – в ИК-7 Ржева и ИК-10 в Калининском районе.
Что же касается комфортных условий, то, повторюсь, ответ на этот вопрос в компетенции других органов, принимающих решения по реформе уголовно-исполнительной системы. Напомню, что на содержание осужденных расходуются огромные средства налогоплательщиков. Либерализация уголовного законодательства учитывает и этот фактор. За нетяжкие преступления человек не обязательно должен сидеть за решеткой.
– Вы верите, что год от года общество становится законопослушнее? Коррупция, с которой якобы борются, начиная с высших этажей власти, доказывает: закон что дышло…
– При моем служебном положении это вопрос не веры, а статистики. На начало 2007 года в следственных изоляторах содержались 1987 человек, сейчас – 1033. Отбывали в исправительных учреждениях 9538 человек, сейчас – 9093. Всего содержались в местах лишения свободы 11525 человек, сейчас – 10126. Количество осужденных и отбывающих наказание стало меньше. Судите по этим цифрам, стало ли общество законопослушнее?
– Последний вопрос: вы в любой момент открыты для прессы?
– Отвечаю утвердительно.
Валерий БУРИЛОВ
Досье «Ъ». Геннадий Юрьевич Казаков родился 5 февраля 1964 года в поселке Геологоразведчиков Орловской области. После окончания средней школы призван в ряды Советской Армии. В 1986 году окончил Ростовскую специальную среднюю школу подготовки начсостава МВД СССР по юридической специальности, а в 1991 году – высшую юридическую заочную школу МВД СССР по специальности «Правоведение».
В уголовно-исполнительной системе Тверской области работает с 1986 года. Свою трудовую деятельность начал в исправительно-трудовой колонии № 10 управления исправительно-трудовых учреждений УВД Калининского облисполкома. Служил в должностях оперуполномоченного, начальника отряда, старшего оперуполномоченного. С февраля по июнь 1996 года занимал должность начальника отдела безопасности управления исполнения наказаний УВД Тверской области. В июне 1996 года назначен заместителем начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области. С 9 сентября 2011 года – начальник УФСИН России по Тверской области. Полковник внутренней службы.
Добавить комментарий