Жильцы дома в Торопце, не дождавшись ремонта,
из архитектурного памятника бегут на съемные квартиры
Российское разгильдяйство с незапамятных времен служит источником неиссякаемого вдохновения литературных классиков и темой саркастичных анекдотов, перманентно рождающихся в самой народной среде. И, увы, куда реже предметом практического внимания, за которым следуют конкретные действия. От местных властей торопчане, живущие в доме № 15 по улице Красноармейской, решения своей проблемы пытаются добиться уже не первый год. Дому этому 207 лет. Возраст более чем солидный. И если во времена своей архитектурной юности (при императоре Александре Первом) дом стоял вполне себе ничего, то, дожив до века модернизации и нанотехнологий, пришел в удручающее состояние.
Ремонт за все время существования здания проводился только один раз: в 1970е годы подлатали крышу. В 2006 году жильцам дома, обратившимся в городскую администрацию с просьбой разрешить ситуацию, пришел первый ответ. В нем говорилось, что здание, расположенное по указанному адресу, признано архитектурным памятником регионального значения. Поэтому ремонту должно предшествовать специальное обследование, проводить которое вправе только лицензированная фирма. В том же письме за подписью главы администрации города Виктора Яковлева жильцам дома сообщалось, что муниципалитет подготовит обращение в собрание депутатов Торопецкого района о выделении в 2007 году средств на проведение обследования, выполнение проектных и ремонтновосстановительных работ.
Когда наступил 2007 год, жильцам пришло очередное письмо, в котором говорилось, что их дом включен в региональную программу «Капитальный ремонт и восстановление жилищного фонда Тверской области на 2007–2012 годы». Участие в программе предусматривало долевое софинансирование из местного бюджета и средств собственников жилых помещений, а также федерального и регионального бюджетов. Работы планировалось начать в 2008 году.
Дальше, как несложно догадаться, череда посланий, повествующих о намерениях городской власти, продолжилась. Ответы в адрес жильцов дома и органов местного самоуправления стали приходить и из комитета по охране историкокультурного наследия Тверской области. Однако переписка с чиновниками, длящаяся уже не один год, ни к каким реальным результатам не привела. Вопрос с мертвой точки не сдвинулся.
Впрочем, самих жителей бытовой аспект проблемы волнует куда сильнее культурного. Для них объект, фигурирующий в официальных документах как «памятник культурного наследия регионального значения“, – место постоянного жительства. Хотя из шести семей, некогда проживавших в доме, на данный момент осталось только две. Остальные, включая пенсионерку Галину Кривцову, в подробностях поведавшую корреспонденту “» о мытарствах здешних обитателей, разъехались по съемным квартирам. Сама Галина Петровна съемным жильем пользуется уже шестой год.
– Сначала переехала я, а потом и дочка с внуком. Они сейчас тоже снимают жилье недалеко от меня. В старом доме стало совсем невозможно жить: в углах образовались сквозные дыры, полы все прохудились и просели. Тепло выдувало моментом.
Кстати, благ цивилизации в доме нет никаких: ни канализации, ни водоснабжения, ни центрального отопления. Но деньги с жильцов МУП «Жилкоммунуслуги» тем не менее собирает. Согласно данным, указанным в одном из писем от администрации города, по состоянию на 30 марта 2008 года средств собрано 39019,28 рубля. Это, заметим, цифра более чем трехлетней давности. В одном из писем указано, что 20 процентов от средств, необходимых на капремонт дома, вносят собственники жилых помещений и местный бюджет. Однако сумма, которая понадобится на ремонт, нигде не оговорена. Что, впрочем, понятно: официальную цифру можно назвать лишь после проведения необходимого обследования. По неофициальным же данным, имеющимся у жильцов, на реконструкцию их многострадального памятника может понадобиться до пяти миллионов рублей. Двадцать процентов от этой суммы, которые предполагается поделить между городской администрацией и собственниками, составляет миллион рублей…
Естественно, что на таких условиях жильцы дома подписывать никаких документов не хотят. Признать же дом аварийным и расселить жильцов (положа руку на сердце, жить с печным отоплением и без удобств вряд ли комуто хочется) администрация не может в силу «культурного» статуса здания. Вот и получается замкнутый круг, в котором заложниками стали «счастливые» обладатели кусочка истории.
Кстати, дом по улице Красноармейской не единственный жилой памятник, находящийся в аварийном состоянии. В аналогичной ситуации оказались и жильцы другого дома в Торопце, расположенного по улице Базарной. Сегодня, как показывает печальный опыт, проблемы с реконструкцией исторических памятников решаются «со скрежетом» даже в случаях, когда речь идет о широко известных и значимых объектах. Достаточно вспомнить многострадальный Путевой дворец в Твери. О ситуации в районах говорить на этом фоне вообще не приходится. Хотя там зачастую может быть просто клондайк архитектурной старины, как, например, в Торопце. Здесь практически каждая постройка в центре историческая, и при должной заботе маленький провинциальный городок на окраине губернии вполне мог бы стать привлекательным для туристов. Но культурное наследие, доставшееся от минувших эпох, потомки при таком наплевательском отношении увидят вряд ли.
Антон СТАРИКОВ
Добавить комментарий