В батальных сценах знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» снимался отец корреспондента «Тверских ведомостей»
В наступающем 2012 году со дня знаменитой битвы на Бородинском поле исполняется ровно 200 лет. Значение ее для русской истории трудно переоценить. Как и значение фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (его съемки велись почти полвека назад), в котором отображено то незабываемое сражение. Благодаря таланту кинорежиссера мы можем и сегодня чуть ли не воочию представить себе весь масштаб и трагизм той грандиозной битвы, в которой во имя независимости нашего Отечества полегли русские солдаты и офицеры.
Время летит. Сегодня в живых осталось не так уж много и тех, кто перед нами мелькает в кадрах киноленты. Я не об артистах с именами, а о тех, кто был задействован в массовках. Это были молодые солдаты срочной службы. Для них месяцы соприкосновения с большим искусством и нашей историей остались незабываемыми. Как и для моего отца, Виталия Дмитриевича Хохлова, которому уже за семьдесят, но его рассказы о том времени службы отложились у меня в памяти с детства. До сих пор я перебираю уникальные снимки из семейного архива, сделанные военным корреспондентом. На этих снимках мой молодой безусый отец в форме франтоватого французского офицера времен Отечественной войны 1812 года.
Немногие, наверное, знают, что съемки многих батальных сцен воистину легендарного фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука велись под городом Дорогобужем Смоленской области. Это место по рельефу, действительно, похоже на Бородино. Начало съемок датируется 7 сентября 1962 года, ну, а само Бородинское сражение снимали с 1 августа по 14 ноября 1963 года. Двенадцать тысяч статистов на протяжении двух месяцев вживались в образ. Каждое утро переодетые в форму тех времен солдаты строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приемы ведения боя той эпохи.
Все поле боя было разделено на секторы. В каждом секторе – своя полевая рация, принимающая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Саперы навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского».
И вот день битвы. Долгой зигзагообразной линией пролегла дорожка, по которой двигалась камера оператора Петрицкого. Перед ней разворачивалась сложная многоплановая картина: под мостом промчалась конница (мост был наведен через «реку», пущенную пожарными из шлангов), в рукопашной схватке сомкнулись шеренги французов и русских…
Как рассказывают, в распоряжении главного пиротехника Владимира Лихачева было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. Пришлось затратить 10 тонн пороха, 10 тысяч дымовых шашек. А сколько еще пушечных снарядов, «шрапнели“ и патронов! И в этом адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая.
Отец вспоминал, что однажды на съемках ему стало понастоящему жутко. По громкой связи прозвучало, что будут снимать эпизод, в котором с французской стороны бьет около двухсот орудий, а с русской сотня. Всем раздали холостые патроны для трехлинеек и – вперед под грохот барабанов. Вдруг сзади рванул фугас и совсем рядом поднялся огненный гриб. Аж спину обожгло. В тот момент отец впервые задумался, каково же было солдатам в настоящем бою. А еще он часто вспоминает эпизод, когда снимали поле боя после Бородинского сражения. Массовку укладывали в самых выразительных позах на земле. Облитые водой из пожарных машин люди терпеливо ждали, пока не снимут с десяток дублей. А в это время между телами пробегала огромная овчарка, каркало воронье, а Наполеон на своем белом коне объезжал это жуткое зрелище.
Лично же мне с детства врезался в память совсем не шуточный эпизод, когда во время съемок к товарищу отца, изображавшему погибшего солдата, подползла гадюка. Как раз в этой сцене с Наполеоном. Солдат не закричал, не побежал, а постарался осторожно отодвинуть змею винтовкой, но она всетаки укусила, пришлось с неделю проваляться в госпитале. Всетаки для солдат это была не просто киноигра, а нечто большее. Такую ответственность и дисциплину, наверное, мог бы оценить и солдат, воевавший при Бородино. Тем более что это были дети пусть и другой, но не менее грозной войны, Великой Отечественной.
На войне как на войне, без курьезов не бывает. Порой солдаты писали домой, что, мол, сегодня был жаркий бой у редута. В ответ приходили встревоженные письма, где родные с удивлением спрашивали: “ Как же так, сынок, войны не объявляли, а ты гдето там сражаешься…» Виталию Хохлову в день его рождения в августе 1963 года на Бородинское поле тоже принесли телеграмму с радостным известием о рождении сына. Так что мне посчастливилось родиться пусть и не в сам день Бородина, зато в один и тот же день и даже месяц с бравым сержантом, моим отцом. Хороший был подарок солдату.
Александр Хохлов
Фото из семейного архива
«Война и мир» считается одной из наиболее дорогостоящих картин в истории кинематографа. По данным сайта imdb.com, бюджет оценивается в 100 миллионов долларов США в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно 500–700 миллионам долларов. В эту оценку не включены расходы, которые пришлись на Министерство обороны СССР, традиционно бесплатно поставлявшее статистов для батальных сцен. Общее количество зрителей, посмотревших фильм на большом экране с 1966 по 1968 годы, более 135 миллионов.
Добавить комментарий