Успешный опыт малокомплектной сельской школы не спасает ее от угрозы «оптимизации»
Две недели назад в Твери в областном институте усовершенствования учителей проводилась конференция о роли патриотического воспитания в образовании. Говорилось много правильных слов о том, как мало современные дети знают историю Великой Отечественной войны, как важно и нужно исправлять этот пробел. Под завершение конференции на трибуну поднялся красивый моложавый учитель истории из Стрелихинской сельской школы Кесовогорского района Александр Воронов. Сказал он примерно следующее:
– Школа у нас небольшая. Но за своих воспитанников я могу ручаться: их не надо учить патриотизму, они настоящие патриоты. Они изучают историю своей деревни, своего района. Патриотизм появляется, только когда пропускаешь историю страны через историю своей малой родины. Мы занимаемся такой историей, краеведением. Ведь, согласитесь, одно дело – знать, что в войну был массовый трудовой героизм, совсем другое – прочесть самому, как девушки, почти девочки, в твоей родной деревне, может быть, твои бабушки, работали в годы войны по двадцать часов в сутки. И прочесть этот текст с их личными подписями. Или как более сорока из них – а отбиралито лучших! – были направлены восстанавливать сельское хозяйство в Зубцовский район. А вернулись домой только около половины – многие подорвались на минах, которые на полях остались после боев. Я учу ребят работать с подлинными документами и подлинными краеведческими материалами. Такая история учит настоящему патриотизму.
После этих слов захотелось побывать в Стрелихе и увидеть все своими глазами.
Мы приехали в Стрелиху и отыскали на окраине деревни школу – симпатичное кирпичное здание постройки 1967 года, очень уютное и обжитое.
Театр начинается с вешалки, школа – с первого впечатления о ней. С мелочей вроде незапертой раздевалки: здесь не воруют, хотя больше трети детей в школе из семей, используя эвфемизм, мало обеспеченных, а прямо говоря – очень бедных. С того, что здесь не размалеваны стены и не разбиты лампочки.
Что на каждом шагу тут детские мордашки совершенно целомудренные и на каждом шагу слышишь: «Здравствуйте!» Все вместе показывает очень ясно, что школа – большая семья и пристанище в море трудностей современной сельской жизни.
Александр Николаевич Воронов преподает историю в Стрелихинской школе более пятнадцати лет. Довольно необычно – мужчина в школе, да еще с хорошим образованием (диплом Российского государственного гуманитарного университета), да еще он свой, не пришлый человек, да плюс еще и знающий не понаслышке, чем здесь живут люди. (До того, как стать школьным учителем, Александр Воронов возглавлял местный колхоз.) Учитель он заслуженный и в области известный: в 2008 году получил грант Министерства образования и науки РФ в рамках национального проекта.
Александр Николаевич приводит аргумент: «О качестве нашего образования и воспитательной работы говорит тот факт, что наши выпускники служат в пограничных войсках. То есть им, грубо говоря, не страшно дать в руки автомат. И из армии на них никогда не было нареканий».
Существуют программы патриотического воспитания, по которым работают многие школы (не только Стрелихинская). Но в программу, чтобы от нее была отдача, надо вложить больше, чем точное следование инструкциям. Здесь – вкладывают.
Взять то же изучение истории. Решиться на работу в архиве, даже районном, – само по себе немало для вечно занятого сельского жителя. Но Александр Воронов решил попробовать привлечь к работе в архиве ребят. Естественно, под присмотром, будучи за них уверенным. И, как утверждает заведующая районным архивом Валентина Меньшикова, со студентами работать бывает сложнее. Стрелихинские ребята вежливые, добрые, ответственные. И – понимающие и ценящие, когда взрослые оказывают им доверие. В результате они могут делать то, что не под силу многим студентам. Да и став студентами, они продолжают учиться достойно.
В школе хранится обширный собственный архив. Здесь записи бесед с бабушками 1900–1920х годов рождения, уже ушедшими большей частью из жизни, записи воспоминаний ветеранов. Фотографии и копии документов, непременная школьная летопись. На оформление стендов школьного музея (экспонаты свезены со всей округи – и тоже уникальные) просто не хватает времени. Можно работать только с имеющимся материалом и уже неплохо выступать. Но этого кажется мало, и поисковая работа продолжается. Сам учитель истории готов часами рассказывать о своих поисках и находках. И в Кесовой Горе, и в архивах Твери.
В Стрелихе есть условия для развития разных детских талантов. Работает филиал детской школы искусств поселка Кесова Гора (музыка, фольклор, рисование), занятия по кружкам, летом – походы по родному краю, которыми занимается преподающий физкультуру и основы безопасности жизнедеятельности Игорь Владимирович Логунов. Как раз в наш приезд ребята из школы шумели во дворе, обновляя хоккейный корт, переданный в Стрелиху из Кесовой Горы и здесь собранный.
Кроме прочего, нужно сказать и о столовой. В ней для ребят и взрослых завтраки и обеды, причем по большей части из выращенных на своем, школьном, огороде продуктов.
– Капуста в этом году уродилась отличная, – гордится Александр Николаевич, пока мы поглощаем эту самую капусту во щах. – И, как видите, кроме макарон, все остальное практически со своей грядки. Прямо здесь, в школе, в подвале все и хранится. Растим и убираем сами. Работа на земле – это и практика для школьников, и привычка к труду своими руками. Думаю, не надо говорить, что значит такая привычка в наше время.
Стрелихинская школа является базовой. То есть на нее распространялись в свое время некоторые блага цивилизации, позволившие поднять уровень преподавания (и так никогда не низкий) до прямотаки впечатляющих высот. Она объективно является одной из лучших сельских школ области. На сравнительно небольшое число учащихся (сейчас немногим больше шестидесяти) здесь стабильно высоко число выпускниковмедалистов. По итогам ЕГЭ среди базовых школ области по русскому языку школа в Стрелихе занимает уже несколько лет подряд третье место, да и по остальным предметам выпускники имеют балл много выше среднего. Учащиеся постоянно представляют район и на олимпиадах (в этом году по семи предметам – больше, чем школа в Кесовой Горе), а также участвуют в областных и российских олимпиадах и конкурсах.
Директор Елена Павловна Воронова рассказывает о школе с душевным трепетом и тревогой. Кажется, у нее не всегда хватает слов, чтобы убедить нас, что школа действительно хорошая. Мыто верим и все видим. Но… Статистика – вещь, во всех отношениях коварная. Да, исключительно хорошие показатели образования, ни одного правонарушения учащихся за последние пятнадцать лет, дружный коллектив преподавателей, все с квалификациями, причем коллектив не старый, средний возраст – около сорока. И работать хотят и умеют. Но – число учащихся сокращается из года в год. Еще не так давно было и двести, и сто. Закрыты соседние школы – Борисковская, Никольская, Столбовская и другие. Реформа бюджетных учреждений с новыми принципами финансирования – с нового года. Что она принесет – пока неизвестно…
Здесь всерьез опасаются «оптимизации среднего образования». Попросту говоря – ликвидации школы в Стрелихе. За что?
За то, что надо ремонтировать оконные рамы, в части кабинетов уже прохудившиеся. За то, что учащихся не прибывает, а скорее наоборот. И даже – и такой аргумент прозвучал (надеемся, что полушутя) в устах районных чиновников – «вы тут все со степенями и квалификациями, на вас зарплаты не напасешься».
А дети? До Кесовой Горы двадцать километров. Но это расстояние среднее, гдето оно двадцать, а гдето и сорок… Пока есть школа, есть жизнь в этом очень красивом и привольном краю. Без школы в сельском поселении, где сейчас живет более девятисот человек, сразу останется половина. Ибо видели такие примеры по области, и не раз.
Естественно, прямо сейчас Стрелихинскую школу не закроют. Посмотрят, как она будет выживать после реформы, посмотрят, как до педагогов дойдет обещанное повышение уровня зарплат до среднего по экономике региона. А там…
А почему бы не наоборот? Почему бы такие школы, как Стрелихинская, не зажимать, а стараться развивать за счет районного центра? Почему бы не использовать потенциал школы? Нам говорили, что в той же Кесовой Горе многие родители и рады бы, чтобы их дети учились в Стрелихе (да это и очевидно – какой родитель откажется, чтобы ребенок его учился в школе, которая дает реальное образование и учит добру?). Но нет такого транспорта, чтобы утром он шел из райцентра, а в обед – назад. Это нерентабельно, это невозможно, это было в 1990х, и те рейсы давно отменили…
Да, но что в таком случае рентабельно? Вкладывать в «патриотическое воспитание», чтобы оно осталось красивыми словами, сказанными в книжках и с кафедр очень хорошими и образованными людьми? Которые сами, конечно, патриоты и болеют за Россию. Но вот дети их… Думают ли они так, как их родители?
Кто знает…
Павел ИВАНОВ
Фото Александра Дылевского
Кесовогорский район
Добавить комментарий