Кем станет кандидат наук?

Послевузовское образование в Российской Федерации в последние полгода меняется. В какую сторону? Это немало волнует научное сообщество.

 В  январе 2011 года было объявлено о предстоящей модернизации Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая является, по сути, конечной инстанцией при получении научной степени. В ноябре этого года в некоторых средствах массовой информации появились сообщения о планах Министерства образования и науки Российской Федерации упразднить ученую степень кандидата наук в государственной системе аттестации научных и научно­педагогических работников. Спустя буквально несколько дней на сайте ВАК появилось опровержение, в котором сообщалось, что ученую степень кандидата наук упразднять не планируется. Но что стало отправной точкой такого решения? В связи с переходом на бакалавриат (кроме некоторых специальностей) встает вопрос о соответствии наших ученых степеней и званий западным стандартам. Бакалавр, магистр и доктор философии (PhD) – ученые степени в Европе. В российской научно­педагогической системе фактическим аналогом ученой степени «доктор философии» является ученая степень «кандидат наук». Но это на уровне здравого смысла. Никакой официальной градации не существует. Кем же в ближайшем будущем станут наши кандидаты наук? Магистрами или докторами философии? Будет ли вообще подвержено глубокому реформированию послевузовское образование в Российской Федерации и ориентировано на западные образовательные стандарты? Сможем ли мы осуществить грамотный переход к градации ученых степеней?

Возможно, одним из толчков к такого рода реформам послужила и печальная статистика деятельности диссертационных советов в РФ в плане снижения качества защищаемых работ (и повышения их количества). Безусловно, прав председатель ВАК, отмечая непомерное увеличение количества кандидатских работ, особенно по гуманитарным наукам, за последние 13 лет (с 14 до 30 тысяч в год!). Закономерным является и радикальное предложение ВАК: заниматься не «кучами» диссертационных дел, а непосредственно деятельностью диссертационных советов. Сокращая количество диссертационных советов, оставляя только докторские советы, мы, конечно, выбираем более качественный путь подготовки научных кадров высшей квалификации.

Своевременным стало проведенное 13 декабря департаментом научных и научно­педагогических кадров Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Институтом развития дополнительного профессионального образования совещание­семинар «Нормативно­правовое обеспечение государственной аттестации научных и научно­педагогических кадров». В его программу были включены такие темы, как новые направления работы ВАК, деятельность советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, экспертных советов, а также порядок присуждения ученых степеней и званий.

Но насколько позитивные сдвиги будут перекликаться с параллельно происходящими изменениями в высшей школе, подготовкой бакалавров, магистров, соответствием наших кандидатов наук западным коллегам, покажет время.

Александр АНТОНОВСКИЙ, декан факультета психологии тверского института экологии и права

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *