Телефон доверия помогает избавиться от внутреннего дискомфорта
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни чувствовал себя одиноким, непонятым, подавленным. В такие минуты человеку просто необходимо ощутить моральную поддержку, услышать чтото ободряющее, дающее силы двигаться дальше, думать о завтрашнем дне. Причины же, побуждающие людей взывать к эмоциональной теплоте окружающих, не так уж и важны, ведь один способен стойко перетерпеть настоящую беду, а другого даже пустяшная неудача повергает в отчаяние. Суть не в этом. Главное, чтобы в час душевных мук, оправданны ли они или надуманны, рядом оказались проверенные друзья, на которых можно положиться. Увы, с близкими людьми везет не всем, и в этих случаях на помощь тем, кто в этом нуждается, вот уже одиннадцать лет приходят операторы тверского телефона доверия…
По словам заведующего Центром психического здоровья при областном психоневрологическом диспансере Владимира Тугова, с первых дней запуска «горячей линии» консультационной помощи по количеству звонков стало очевидно: люди испытывают острую потребность в конфиденциальных беседах с врачевателями душ.
– Об открытии телефона доверия была информация в СМИ, причем мы сразу обозначили, что это структурное подразделение психоневрологической службы, а не частная лавочка, в которой отвечать на звонки может едва ли не любой желающий, не неся за это никакой ответственности, – подчеркнул Владимир Серафимович.
В начале 2000х количество разномастных доверительных телефонов было изрядным, качество же подобных услуг оставляло желать лучшего. Вполне закономерно, что со временем «псевдослужбы» канули в Лету. Сейчас наряду с психологическим телефоном доверия функционируют аналогичные службы в наркодиспансере, в центре борьбы со СПИДом и ВИЧинфекцией, но самыми востребованными по сей день остаются именно телефонные консультации психотерапевтического характера. И этому есть ряд обоснований. Пожалуй, решающую роль в том, что люди поверяют свои тайны совершенно незнакомым им операторам телефона доверия, играет профессионализм и исключительные личностные качества сотрудников. В телефонных беседах посменно задействованы и медицинские психологи, и психотерапевты, и даже психиатры, владеющие искусством совладания или по крайней мере сглаживания едва ли не любой психологической проблемы. К тому же служба доверия работает ежедневно. Пик обращений приходится на выходные дни, а также на будние утренние и вечерние часы. Так, за девять месяцев текущего года на телефон доверия поступило около трех тысяч звонков, при этом число дозвонов с хулиганскими намерениями не превысило одного процента.
Что же беспокоит людей, которые обращаются за помощью к специалистам телефона доверия? Проблемными лидерами являются трудности межполовых отношений: мужчины ну никак не понимают женщин, а женщины – тонкую душевную организацию мужчин. На втором месте – кризисные состояния личности. На третьей позиции бытовые неурядицы или отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Конечно, этими мотивами звонящие не ограничиваются, простой шестизначный номер граждане набирают в самых разных случаях и состояниях. Поговорить «по душам» с операторами телефона доверия стремятся люди, переживающие утрату когото из близких, пребывающие в состоянии внутренней дезориентированности. Есть, правда, и такие индивидуумы, которые названивают в подпитии и пытаются познакомиться с доброжелательными сотрудницами службы психологической помощи. Кстати, самые большие оригиналы «используют» телефон доверия в качестве справочной!
– Мы уже привыкли к таким информационным обращениям и всегда держим под рукой расширенный список телефонных номеров оперативных и аварийных служб. На всякий случай, – рассказала улыбчивая оператор телефона доверия Александра (фамилии у медработников данного направления не в чести, зато псевдонимы, во избежание какихлибо форсмажоров, напротив, приветствуются).
Кстати, право представляться произвольными именами обоюдное и сохраняется оно не только за психотерапевтами, но и за гражданами, желающими сохранить тайну личной жизни.
Врачуют же сотрудники службы доверия добрым словом, уважительным и внимательным отношением к своим телефонным визави. Прописывать или рекомендовать прием лекарств, кроме разве что безобидной валерьянки, они не вправе. Такие назначения делаются врачом исключительно на личном приеме, но никак не на расстоянии. Советов психотерапевты тоже не раздают, решений за других не принимают. Они лишь обозначают возможные варианты выхода из критической ситуации, не больше. Однако стоит заметить, что значительная часть клиентуры склонна к тому, чтобы всеми правдами и неправдами добиться от беседующего с ними специалиста конкретных рекомендаций с целью переложить ответственность за дальнейшую жизнь со всеми ее промахами на операторов телефона доверия. Поэтому телефонные психологи строго педантично строят общение, руководствуясь целым сводом гласных и негласных правил: вопросы задают уточняющие, перспективы рисуют ободряющие, разговор продолжают до тех пор, пока клиент первым не положит трубку.
Забавно, но в последние годы, по признанию Александры, среди собеседников все чаще встречаются товарищи, желающие проверить врачей на профпригодность и глубину узкоспециальных познаний.
– Такие клиенты звонят нам, заранее открыв Интернет, задают каверзные вопросы, в общем, тестируют нас по полной программе, чтобы убедиться, заслуживаем мы их доверия или нет, – с легкой усмешкой добавила девушка.
У самих врачей, в отличие от их оппонентов по ту сторону трубки, в кабинете не то что Интернета, но и компьютера нет: для чистоты процесса. Крайне важно, чтобы консультанта ничто не отвлекало от исполнения служебных обязанностей, поэтому сотрудники психологической службы находятся в отдельной комнате, в полном уединении, в обстановке, прямо сказать, спартанской. В служебном помещении, где, помимо стола, стула и собственно телефона, имеется старенький диван и кресло, не оченьто уютно. Но самих «слушателей» такие мелочи совершенно не расстраивают, им есть чему печалиться. Например, тому, что обратная связь с собеседниками не предусмотрена, следовательно, узнать, как дела у того или иного абонента, невозможно, а ведь если психотерапевт относится к эмоциональным переживаниям клиентов с сочувствием, ему, как и любому другому человеку, хочется знать, справился ли «подопечный» с тревогами и волнениями. Вероятно, поэтому уровень эмоционального выгорания среди представителей этой профессии очень высок, несмотря на профилактику профессиональных деформаций.
– Нельзя зацикливаться исключительно на работе, необходимо иметь другие увлечения и хобби. Полезно для собственного душевного равновесия проводить больше времени с родными и друзьями, в противном случае и врачам может потребоваться психологическая помощь, – подытожила Александра.
К сожалению, универсальной формулы того, как прожить жизнь долго и счастливо, не существует. И все же наладить даже самые запутанные взаимоотношения с окружающими, да и с самим собой, в большинстве случаев возможно. Достаточно лишь искренне пожелать найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации и просто набрать номер телефона доверия: 558222.
Ксения БАДАКОВА
Добавить комментарий