Госземконтроль: основные задачи и способы их решения

Россия, площадь которой составляет 1,7 миллиарда гектаров, является крупнейшим государством в мире.

Земельный вопрос практически во все времена был одним из самых важных и в то же время болезненных для любого человека или хозяйствующего субъекта.

В рыночной экономике государственный контроль за охраной и использованием земли приобретает большое значение.

Действующее земельное законодательство предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Бытует мнение об эффективности рынка как саморегулятора земельных отношений. Будто бы владельцы земли сами позаботятся о лучшем ее использовании, и государству нет необходимости их контролировать. В связи с этим многие хозяйствующие субъекты отмечают: «то, что выгодно предприятию — выгодно и государству». Но даже при цивилизованном рынке это таит в себе опасность неограниченного произвола собственника. Именно этому толкованию отношений государства и хозяйствующих субъектов обязано появление ошибочного утверждения: «Можно делать все, что не запрещено законом». Государственное регулирование состоит не только в запретах. Оно должно строиться на принципе: «собственность обязывает», так как законы накладывают немало требований в публичных интересах. Все владельцы земли подотчетны и ответственны за свои действия перед государством, перед законом.

Для государства желательно избежать ситуации, когда покупателем земли становится не тот, кто может работать на ней, а тот, у кого капитал. Посредством системы органов государственного земельного контроля, контроля государства за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства государство может соединить интересы собственников с всеобщими интересами, так как это сделано во многих развитых странах. Например, в законах Великобритании, конституциях Германии, Чехии, Польши и других стран закреплены положения об обязательном эффективном использовании земли. В конституции Баварии, например, записано, что распределение и использование земли находится под государственным надзором; земля, находящаяся в сельскохозяйственном обороте, служит всему народу; приобретение земли, используемой в сельском и лесном хозяйстве, должно зависеть от доказательств способности приобретателя к ее должной обработке, и она не должна служить только для вложения капитала.

Государственный контроль — это контроль, который осуществляется государственными органами власти. Отмечают, что контроль — это повседневная, положительная деятельность творческого характера, которая постоянно расширяется, становится всеохватывающей, поскольку без контроля немыслимо само государственное управление, в том числе и управление в области землепользования.

Данная характеристика и определение термина «контроль» раскрывает характерные черты контроля за использованием и охраной земель — его всеобщность и постоянность, которые выражаются в том, что, во-первых, контроль охватывает все земли независимо от форм собственности и все категории землепользователей без исключения (всеобщность), во-вторых, данный контроль осуществляется повседневно, его проведение не ограничено какими-либо сроками (постоянность).

Проведение государственного земельного контроля (надзора) предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (на территории Тверской области таким органом является Управление Росреестра по Тверской области), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми без исключения лицами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В полномочия управления Росреестра по Тверской области входит контроль за соблюдением:

 — выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

— порядка переуступки права пользования землей;

— выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

— порядка предоставления сведений о состоянии земель;

— исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

— выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Исходя из перечисленного, следует пояснить, что, например, огораживание высокими глухими заборами земельных участков из земель общего пользования (улицы) перед домовладениями за границей отвода является самовольным занятием земельного участка, то есть нарушением законодательства, которое очень распространено на территории города Твери. Также очень распространено на территории Тверской области, где есть много рек и озер, такое нарушение земельного законодательства, как огораживание земельных участков в 20-метровой береговой полосе, в результате чего ограничивается доступ граждан к водным объектам.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными главным государственным инспектором Тверской области по использованию и охране земель, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Предметом государственного земельного надзора является проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц и граждан, участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих земельные отношения.

Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

По итогам проведенной проверки государственным инспектором по охране и использованию земель составляется акт проверки и, в случае выявления нарушения, протокол об административном правонарушении.

По итогам рассмотрения дела в отношении виновного лица выносится постановление о назначении административного наказания и предписание об устранении нарушения земельного законодательства. По истечении срока предписания государственным инспектором по охране и использованию земель проводится проверка исполнения предписания, по результатам которой также составляется акт проверки. В случае неустранения нарушения земельного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении о невыполнении в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), который направляется на рассмотрение в суд. Также материалы проверки направляются в орган, осуществляющий полномочия по распоряжению землями на территории муниципального образования, для изъятия участка из чужого незаконного владения в судебном порядке.

Привлечение правонарушителей к административной ответственности является как мерой наказания виновных, так и мерой профилактики земельных правонарушений, пресечения их в дальнейшем и стимулом к ведению эффективного и рационального землепользования.

Устранение нарушений земельного законодательства способствует наведению порядка в землепользовании путем восстановления нарушенных прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать тот факт, что государственный земельный контроль является обязательным элементом механизма государственного управления. Значимость данного правового института определяется в том числе исходя из представления о земле, являющейся объектом земельных отношений, как о природном объекте, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

И.Н. ГОЛУБЕВА,

начальник отдела государственного земельного контроля управления Росреестра по Тверской области

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *