Затухает огонь в кузнице кадров

Почему испытывают трудности профессиональные училища?

Профессионально­технические училища (ПТУ) в прежние времена называли кузницей кадров. В кузнице выковывали сотни тысяч крайне необходимых народному хозяйству специалистов: строителей, механизаторов, слесарей, токарей, электрогазосварщиков, текстильщиков, портных, швей… ПТУ держало под крылом любое уважающее себя предприятие. Начальное профессиональное образование, несмотря на некоторый скептицизм отдельных представителей родительской и педагогической общественности, давало 100­процентную гарантию на хороший бутерброд и абсолютную востребованность в экономике. В пэтэушники шли не исключительно троечники, но и хорошисты, и даже отличники. Из лучших вырастали орденоносцы, Герои Социалистического Труда, депутаты от городского до союзного уровня. Сейчас этим людям хорошо за семьдесят, но они никогда не скажут, что сделали ошибку в жизни, предпочтя учебу в профессиональном училище занятиям в вузе.

Профессиональные училища (ПУ), кто не знает, существуют и поныне. Меж тем на всех углах развешаны приглашения на работу. Требуются опытные (!) строители, сварщики, слесари, токари, швеи и портные… Открытые и закрытые акционерные общества в открытую дерутся за хороших рабочих, не вкладывая в их подготовку, как правило, ни копейки. Профессиональное образование теплится на очень скромные бюджетные деньги. С такими деньгами можно мечтать не о перспективе развития, а о перспективе выживания. Но если о проблемах профобразования не говорят на каждом перекрестке, значит, их якобы нет? На самом деле их много.

Вот как видится профессиональное образование с позиций директора одного из училищ, согласившегося поговорить только на условиях анонимности.

(Вот до чего дошли – люди боятся последствий!)

Училище со старых времен выдерживает прежний сельскохозяйственный профиль. Зарплата мизерная: преподаватель – 5400 рублей, мастер высокой квалификации – 5300. Накрутки – максимум 30 процентов. Итого примерно 7 тысяч. (Для сравнения: в один из обувных магазинов Твери приглашали уборщицу на 8 тысяч 200 рублей. Объявление висело три месяца.)

Все мастера и преподаватели – предпенсионного и пенсионного возраста. На развитие денег не дают еще с прошлого века. Ни оборудования, ни наглядных пособий купить не на что. Самому «новому» автомобилю, на котором учатся на водителя, – 30 лет. Трактора еще старше. Три комбайна из­за окончательной ветхости списали. Потребности училища удовлетворены примерно наполовину. Деньги выделяются на зарплату, стипендии, оплату коммунальных услуг – и все.

План по приему (он еще существует) на нынешний год не выполнен. Надо было набрать 150 человек, приняли всего 75. Учиться зазывают всех подряд. Приходят в основном те, от кого школа плачет. Двадцать процентов учащихся – детдомовцы. Остальные троечники, двоечники…

Училище готовит трактористов. Парадокс ситуации очевиден – для сельского хозяйства они не нужны. Выпускники пристраиваются в дорожно­строительные организации – туда, где к трактору плуг, борону или сеялку прицеплять не надо.

В прошлом году захотели учиться на тракториста 15 человек, выпустили восемь. Остальных забрали в армию.

Что в результате? Если при советской власти в училище обучались профессии (при конкурсе!) 700 человек, то в прошлом году – 310, а в нынешнем – 275. Если учесть, что 53 учащихся – сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, то картина получается унылая. Сироты получают стипендию 600 рублей, остальные – 400. Правда, кормят их в училище бесплатно.

На директора «повешена» забота об обеспечении сирот­выпускников жильем. От такой заботы у него волосы дыбом. Хорошо хоть районные службы соцзащиты приходят на помощь и стараются по мере очень скромных сил и возможностей где­то приютить бедолаг.

К чести преподавателей и мастеров, работающих на голом энтузиазме, отношение к трудному контингенту достойное. Достойное отношение и к технике, помнящей времена так называемого застоя. Трактора и автомобили все на ходу. По закону, училище может пополнять бюджет: вечерняя группа, где готовят водителей четырех категорий, платит денежки, зарабатывают и учащиеся­сварщики. Правда, заказы их весьма специфичны: они сваривают решетки на окна и кладбищенские ограды. Парикмахеры разъезжают по деревням и тоже приносят копеечку.

Училище готовит специалистов по десяти дефицитным специальностям: тракторист, водитель, электрогазосварщик, каменщик, штукатур, маляр, парикмахер, портной, продавец, повар. Самая востребованная – водитель­автомеханик. Когда­то училище было базовым для портных, нынче с трудом набрали всего три (!) человека. В основном, за малым договорным исключением, выпускники занимаются самоустройством. Несложно представить, как это происходит и какова гарантия на продвижение по профессиональной лестнице.

Работающие в области предприятия и организации днем с огнем не могут найти молодых рабочих специалистов, а специалисты с трудом находят работу и заботу. К тому же им надо платить на законных условиях, по Трудовому кодексу и с выполнением социальных гарантий. Проще взять гастарбайтеров. И самое главное – дешевле. И ничего, что дети песков и кишлаков осваивают специальность буквально на пальцах, а качество их работы вызывает шок у профессионалов. Зато посланцев Юга много, и они безотказные. Вот это и есть современная кузница кадров?

Валерий БУРИЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *