Переплаченные миллиарды

Необоснованную надбавку к тарифам на тепло навесили на бюджет

  «отопительный сезон в Твери начался не для всех» – под таким «говорящим“ подзаголовком в прошлом номере “» был опубликован материал о повторяющихся из года в год и потому уже навязших в зубах проблемах. Они каждый год одни и те же: график подключения к отоплению жилых домов и социальной сферы согласован и утвержден, все отрапортовали о начале отопительного сезона, но как только на улице холодает по­настоящему, начинаются всякие неувязки. В нынешнем сезоне главный узел проблем завязался на многомиллионных долгах ОАО «Тверские коммунальные системы» перед газовиками (из­за чего ТЭЦ­3 работала с 50­процентным ограничением по газу, ТЭЦ­1 вообще была остановлена, как и некоторые котельные) и фатальной изношенности тепловых сетей. Вмешательство Губернатора помогло отсрочить погашение долга, а вот с изношенностью тепловых сетей одного разового вмешательства высшего должностного лица области мало.

Все это вынудило меня обратиться с письмом непосредственно к Губернатору А. В. Шевелёву. Сообщила ему о многолетних усилиях общественности Твери по наведению законного порядка в сфере ЖКХ.

На мой взгляд, без грамотного финансового и технического рассмотрения всех вопросов теплоснабжения Тверь не сможет выйти из искусственно созданной долговой ямы. В 2003 году в Тверь пришли ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Пришли с целью, как было заявлено, наконец­то навести порядок с системой теплоснабжения, вложить миллионы долларов инвестиций в ремонт и обновление ее инфраструктуры и на этой основе – приступить к планомерному снижению тарифов на тепло. А вместо этого в 2004 году был заключен кабальный для жителей Твери четырехсторонний договор между Тверской областью, Тверью, ОАО «РКС» и ОАО «Тверские коммунальные системы», куда были включены необоснованно завышенные (на 22 процента) нормативы по потреблению тепла. Общественности потребовалось полтора года, чтобы совместно с областной прокуратурой, через районный и областной суды отменить это беззаконие. Тем не менее только за этот период население города успело переплатить за тепловую энергию 160 миллионов рублей.

Теперь о плачевном состоянии городских тепловых сетей. Чтобы прояснить этот вопрос, вернемся к 2002 году, кануну прихода «ТКС» на тверской рынок теплоснабжения. Тогда тепловым хозяйством города занималось муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей «Тверьгортеплоэнерго». 29 января 2002 года был составлен акт обследования и комплексной проверки этой организации специализированным государственным учреждением  «Тверьгосэнергонадзор». Проверкой было установлено нашло отражение в акте), что котельные и тепловые сети МУП  «Тверьгортеплоэнерго» находятся в удовлетворительном состоянии и срывов теплоснабжения в проверяемый период отмечено не было. Хотя, конечно, имелись и замечания, которые требовали проведения углубленного инженерного анализа причин отмеченных в акте недостатков. Что является вполне естественным процессом функционирования любого предприятия. ОАО «ТКС», придя в регион, сразу же взялось за пересмотр нормативно­тарифной политики и, как уже говорилось, приложило руку к необоснованному завышению нормативов на отопление и горячее водоснабжение, которые и были включены в четырехстороннее соглашение. Собираемая с населения завышенная плата за потребленное тепло щедро перечислялась в РАО «ЕЭС», в ОАО «РКС» и относилась на массу непроизводственных расходов ОАО «ТКС». При этом руководители ОАО «ТКС» не забывали и о себе, их зарплаты по тому времени зашкаливали за все разумные пределы. Когда же общественность города с помощью прокуратуры добилась­таки отмены необоснованных нормативов, когда были приняты соответствующие судебные решения, а руководитель ОАО «ТКС» распрощался со своим «теплым» местом, еще долго решался вопрос, кто же должен возвратить населению переплаченные 160 миллионов рублей: городские власти или ОАО «ТКС». Судебное решение возложило эту «миссию» на «ТКС», но и после этого со стороны комиссии начались разного рода проволочки. Постоянно менялись ответственные руководители «ТКС». В итоге «ТКС» так полностью и не рассчитались с населением.

Не только население пострадало от такой «деятельности» «ТКС», но и городская система теплоснабжения, которая осталась без должного обслуживания и обновления. В итоге после почти десятилетнего управления  «ТКС» изношенность тепловых сетей достигла 80 процентов. И тут не надо спрашивать: кто виноват? Ответ ясен, кто. Искусственно обанкроченное МУП «Тверьгортеплоэнерго», уходя с рынка теплоснабжения, оставило сети, как видим из акта, в удовлетворительном состоянии. Конечно, если не заниматься сетями десять лет, то они придут в негодность. За все время работы ТКС в Твери никто не контролировал затраты на ремонт и восстановление тепловых сетей. Это явная недоработка городского департамента ЖКХ, который лишь фиксировал проводимые работы, но не уточнял расходы на них. А должен был бы это делать как хозяин в городском коммунальном комплексе, поскольку речь идет о средствах, собираемых с населения и других потребителей тепла.

За время функционирования «ТКС», начиная с 2003 года, жители переплатили только за отопление своих домов (без горячего водоснабжения!) более 1,3 миллиарда рублей. Это к вопросу о долговой яме, в которой якобы находится город. Чтобы «разрулить“ ситуацию с оплатой за газ, требуется вмешательство высшего должностного лица Тверской области! Читателям     “» интересно было бы узнать, из чего складывается эта сумма. Позиций тут несколько, но наиболее «интересны» из них следующие. За все эти годы с жителями ни разу не проводился перерасчет с учетом реальных погодных условий. В 2010 году населению было недопоставлено примерно 200 тысяч гигакалорий тепла на сумму около 170 миллионов рублей в связи с установкой сужающих устройств (шайб). Сказались и ошибки департамента ЖКХ при расчете нормативов теплопотребления. Изначально нормативы были рассчитаны с большими неточностями в исходных данных. А именно: в расчет был включен частный малоэтажный жилой фонд (1–2­этажные дома), которые никогда не получали тепловую энергию из наружных тепловых сетей. А это – лишних 70 тысяч квадратных метров, причем с завышенными отопительными характеристиками. Кроме того, в действующих нормативах, по которым жители оплачивают потребленное тепло по сей день, продолжительность отопительного периода увеличена почти на неделю по сравнению с утвержденным нормативом. Все эти, мягко говоря, недочеты тянутся с 2003 года. Департаменту ЖКХ давно пора провести «работу над ошибками», поскольку только их «исправление» уже приведет к уменьшению норматива по отоплению на 10 процентов. Эти нормативы должны быть пересмотрены еще в 2006 году с выходом постановления Правительства РФ №    306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Чего по сей день так и не сделано ни администрацией города, ни депутатами Тверской городской думы. Хотя еще в 2007 году в думу поступило представление прокуратуры Центрального района Твери  «О приведении решения ТГД от 21.12.2001 года №    185 в соответствие с федеральном законодательством». Дума своим решением от 25 декабря 2007 года это представление прокуратуры отклонила, тем самым нарушив постановление Правительства РФ. А население тем временем продолжает переплачивать за потребляемое тепло.

Многие жители Твери, наверное, помнят конфликт между ОАО «ТКС» и муниципальным предприятием «Тверская дирекция единого заказчика» в его прежнем качестве, когда оно обслуживало весь муниципальный жилой фонд. МУП «ТДЕЗ», собирая с жителей деньги за отопление по завышенным нормативам, рассчитывалось с ОАО «ТКС» по фактической температуре наружного воздуха в отопительный период. Так как средняя фактическая температура воздуха в отопительные периоды с 2006 по 2009 год колебалась в пределах от 0 градусов до плюс 0,5 градуса (вместо минус 3 градусов, включенных в норматив), переплата только за этот период составила 400 миллионов рублей. (Интересно, что по данным самих же «ТКС» в теплую зиму 2009 года было отпущено на 200 тысяч гигакалорий больше, чем в холодную 2010 года. Где логика?) Спрашивается, где сейчас эти 400 миллионов? Как выяснилось, они зависли на счетах МУП «ТДЕЗ». Но так как эти деньги переплатило население из собственного кармана, они должны быть ему и возвращены. Любопытно, что, когда МУП «ТДЕЗ» руководила Н.Ф. Корнилова, она заявляла, что все переплаченные деньги будут возвращены жителям, но в скором времени она, по неизвестной причине, была отстранена от занимаемой должности. Видимо, расстаться с таким «куском» кому­то ой как нелегко! Членами комиссии городской думы по развитию города и городского хозяйства, возглавляемой ранее В.Н. Полишко (ныне депутат Законодательного Собрания Тверской области), материалы с расчетами по этой переплате были переданы в районную прокуратуру. Прокуратура Московского района Твери дала ответ, датированный 22 октября 2010 года: «В связи с тем, что порядок начисления населению г. Твери платы за услуги по теплоснабжению в отопительный сезон 2006–2007 годов является предметом судебного разбирательства в арбитражном суде Тверской области, оснований для принятия мер прокурорского реагирования до рассмотрения арбитражного дела не имеется».

Пардон, уважаемая прокуратура! В арбитражном суде рассматривался отнюдь не порядок начисления населению Твери платы за услуги теплоснабжения. Между собою спорили МУП «ТДЕЗ» и ОАО «ТКС» за уже полученные с населения неправедные деньги! А прокуратуру просили разобраться, почему население переплачивает и как долго такое может продолжаться. Жители хотели бы знать, кто оприходовал эти деньги и как они были использованы.

К сожалению, нормативное и тарифное беззаконие, которое царит в системе ЖКХ Твери, все дальше загоняет всех нас в угол. Несмотря на то, что постановлением Правительства РФ на нынешний отопительный период повышение тарифов ограничено 15 процентами, у нас в Твери тарифы на тепло выросли аж на 26 процентов! А что делать, объясняют нам. Надо же ремонтировать тепловые сети, гасить долги перед газовиками. О конкретно переплаченных населением только по Твери 1,3 миллиарда рублей никто сегодня не вспоминает. Надо так надо, говорят местные законодатели. Но постановление Правительства нарушать нельзя, и, чтобы вписаться в него, решено разбить величину роста тарифа на две составляющие: 13 процентов оплачивает население, а другие 13 процентов берут на себя бюджеты. Реально ли бюджетам поднять такую сумму? Председатель Правительства РФ В.В. Путин сообщил, что изменения тарифов будут проводиться только в июле 2012 года с повышением не более чем на шесть процентов. Встает вопрос: это шестипроцентное увеличение коснется ныне действующего тарифа, увеличенного на 26 процентов, или утвержденного для населении с повышением на 13 процентов? Предприятия города, малый и средний бизнес и прочие потребители (кроме населения) уже сегодня расплачиваются за тепло по тарифам, возросшим на 26 процентов. Какова же будет их судьба при дополнительном росте этих тарифов еще на шесть процентов? Вот к чему в итоге привело необдуманное решение: в нарушение постановления Правительства РФ принять в Тверской области увеличение тарифов на 26 процентов!

Из вышесказанного можно сделать однозначный вывод: приход в Тверь  «РКС» при поддержке тогдашнего руководства города и области не только не остановил, но и многократно ускорил процесс разрушения инженерной инфраструктуры города.

Маргарита ХАНСКАЯ,

инженер­теплоэнергетик, член Общественной палаты Тверской области

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *