Бологовский железнодорожный узел остается градообразующим
Бологое… Уже в самом названии города, в чередующихся протяжных «о» слышится романтический стук колес проходящих через узловую станцию поездов. Жизнь и профессия переплелись здесь настолько, что фактически стали синонимами. Ведь своей известностью город обязан именно тем, что является крупным железнодорожным узлом на середине пути между Питером и Москвой. За многолетнюю историю Бологого, неразрывно связанную с железной дорогой, тема серединного положения между двумя столицами обросла цветистым фольклором в диапазоне от известной песни ансамбля «Веселые ребята“ до шутки о том, что бордюр в этом городе переходит в поребрик, связанной с разницей в речи москвичей и петербуржцев. Профессия железнодорожника остается в городе основной и по сей день. Посмотреть, как сегодня живут и трудятся ее представители, отправился корреспондент “ ».
Первые два часа в переполненной и душной электричке оставили о себе, прямо скажем, не очень приятные эмоции. А путь ведь неблизкий: от Твери до Бологого
После того как электричка миновала железнодорожный мост, две колеи железнодорожного полотна стали стремительно размножаться при помощи стрелок, образуя десятка два дополнительных веток. На запасных путях стоят груженые товарные составы. Один за другим подходят к станции пассажирские поезда. Отсюда они отправятся на Москву, Питер и еще по трем направлениям.
Жизнь «в сплетении дорог», как выразилась местная поэтесса, видна здесь с первых минут. Вдоль рельсов передвигаются люди в светоотражающих спецовках. Приятно удивил бологовский вокзал: здесь идет полная реконструкция. Снаружи рабочие обновляют фасад здания. На входе – новенький металлодетектор, в зале ожидания полным ходом ведутся косметические работы. Сильнее всего воображение поразил недавно построенный переходной мост: когда заходишь внутрь, ощущение, что приехал в провинциальный город, исчезает совсем.
После размещения на постой (местная гостиница носит название «Октябрьская») и короткого отдыха спешу окунуться в будни железнодорожников. Перед этим вооружаюсь полезной статистикой. В состав Бологовского железнодорожного узла входит 19 предприятий различной подчиненности, обеспечивающих рабочими местами 4129 жителей. Население города, по данным прошлогодней переписи, составляет 23499 человек. Если взять трудоспособных жителей, станет ясно, что железная дорога попрежнему является здесь градообразующим предприятием. Возможностью для большей части местного населения жить и работать на своей малой родине. Для меня, чье знакомство с железной дорогой до сих пор ограничивалось путешествием через эту узловую станцию, погружение в рабочий процесс открыло немало интересного.
Среди железнодорожников есть те, от кого (совершенно без доли пафоса) зависит жизнь пассажиров. Юрий Ефимов работает мастером в цехе дефектоскопии Бологовской дистанции пути четвертый десяток лет. Его задача – обнаружение скрытых дефектов рельсов. Про свою работу Юрий Михайлович рассказывает увлеченно, стараясь не упустить подробностей:
– Любой малейший дефект полотна должен быть обнаружен и устранен своевременно. Мы осуществляем неразрушающий ультразвуковой контроль рельсов. Каждые сутки обходчик с дефектоскопом обследует положенный отрезок пути. После обхода регистрирующее устройство со съемной флешкартой сдается на расшифровку в компьютерный центр, и в случае обнаружения дефектов на место тут же направляется ремонтная бригада, которая в течение трех часов должна заменить поврежденный фрагмент полотна. Выполняя нашу работу, нужно все время сознавать степень ответственности. Ведь если чтото упустить, рельс может лопнуть, а тогда не избежать крушения.
Свой многолетний опыт Юрий Ефимов передает молодому поколению. Для тех, кто хорошо себя проявит в работе, здесь открыты перспективы роста. Один из таких подающих надежды – Денис Подвзинский. За пять лет работы он прошел путь от монтера до мастера пути. Сейчас у него самого уже в подчинении три бригадира и одиннадцать монтеров пути. После учебы в СанктПетербурге получил диплом инженера путей сообщения и вернулся работать в родной город.
– Зарабатываем мы на железной дороге, конечно, хорошо, – говорит Денис. – Но важно и другое. То, что у нас слаженный и дружный коллектив, нормальные рабочие и просто человеческие отношения. Работаем одной командой. Подругому здесь нельзя. Ведь в наших руках безопасность тысяч людей. В то же время работу нашу в некотором смысле можно назвать творческой, поскольку постоянно внедряются какието технические новшества, узнаешь чтото новое.
В цехе дефектоскопии, где мне довелось побывать, работает преимущественно молодежь. Многие из пришедших на Бологовский узел сегодня являются продолжателями железнодорожных династий. Не забывают здесь и о тех, кто всю жизнь проработал на железной дороге и сегодня ушел на заслуженный отдых. Для этих людей, как рассказала заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Ирина Щербакова, предусмотрен полный пакет льгот. Прежде всего дополнительная пенсия, которую выплачивает ОАО «Российские железные дороги», и бесплатное пользование услугами железнодорожного транспорта. Тех, кто в этом нуждается, обеспечивают на зиму топливом: дровами или углем. Можно сделать операцию на сердце в московской клинике. Есть у железнодорожников своя, ведомственная, поликлиника. И свой детский сад.
– Наличие такого социального пакета, – утверждает Ирина Анатольевна, – является притягательным моментом для привлечения квалифицированных кадров. Те, кто приходит на работу сегодня, должны быть уверены в том, что надежная социальная защита им обеспечена.
Что касается хорошего заработка, с этим не поспоришь. Величина средней заработной платы по всем предприятиям Бологовского узла составляет 23961 рубль. Неплохо даже для областного центра. О районном и говорить нечего. В городе Бологом, как я узнал от тех местных жителей, кто не связан с железной дорогой, доход в восемь тысяч рублей считается нормальным. Хорошо, если удается устроиться и на такие деньги: с рабочими местами проблема. Устроиться на железную дорогу – большая удача. Многие из тех, кому не удается найти место в Бологом, уезжают работать по вахтовому методу на ту же железную дорогу в СанктПетербург. Бологовский узел играет важную роль в сети российских железных дорог. (Бологовское вагоноремонтное депо, например, ремонтирует большую часть подвижного товарного состава Октябрьской железной дороги – до 300 вагонов в год – и занимает второе место по России.) Вот только жаль, что наличие столь крупного узла на жизни города не сказывается. Дороги в удручающем состоянии, городские улицы не обустраиваются. Люди устали от проблем в городском жилищнокоммунальном хозяйстве, от которых страдают в том числе и жильцы домов, построенных в свое время железной дорогой. Сегодня жилой фонд находится в ведении враждующих между собой управляющих компаний. В прошлом году горячую воду, отключенную на летнюю профилактику в июне, дали только к сентябрю. Ситуация может повториться и нынешним летом. На сферу ЖКХ узел, к сожалению, повлиять не может.
Коммунальные неурядицы не могут омрачить подготовку к празднику. 5 августа исполняется 160 лет Бологовской дистанции пути. Немногие предприятия могут похвалиться такой историей.
Григорий ОРЛОВ
Добавить комментарий