Вернуть научнотехническую интеллигенцию к участию в славянских праздниках – дань традиции
С 25 по 27 мая Тверская земля в третий раз принимала международный фестиваль славянской поэзии «Поющие письмена». До этого в Твери прошла международная научнопрактическая конференция «СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира». На ней было сказано много очень умных слов, в том числе – о геополитическом положении русского языка, объединяющего славянские народы. Тверь начинает идентифицировать себя с «окном» в славянскую Европу. Фестиваль заставляет задуматься об исторической роли славянства и судьбе славянского мира, вошедшего в третье тысячелетие, о новых веяниях в геополитике.
Тверская областная библиотека имени Горького стала пространством, которое служит единению славянских народов. Здесь три года назад открылся Славянский зал, что явилось этапом подготовки ко второму фестивалю «Поющие письмена». Хотелось бы подчеркнуть: Славянский зал открылся в зале научных работников и специалистов. Это само по себе наводит на некоторые размышления. В советские времена инженернотехнические работники в некоторых дискуссиях воспроизводили присказку: «Чтото лирики в почете, чтото физики в загоне?» В связи с этим уместно спросить, почему в празднествах наряду с «лириками», гуманитариями не участвуют ученые естественнонаучного профиля, инженеры, бизнесмены, менеджеры, другие специалисты «физики». Мог бы родиться весьма существенный механизм маркетингового продвижения Тверской области в славянскую Европу и не только. А иначе какимто узким получается «окно». Деньги областные тратятся, в сущности, без ожидания всякой отдачи.
Подобная постановка вопроса может показаться излишним экономизмом, но дело вовсе не в этом. Речь надо вести о верности традиции. Поэтому целесообразно вернуться к более чем 140летней истории проведения общеславянского праздника, приуроченного к дате почитания славянских просветителей Кирилла и Мефодия. В создании этой традиции Тверская земля, ее представители принимали непосредственное участие.
Как известно, традиция проведения государственного праздника славянской письменности и культуры родилась в мае 1867 года, когда при содействии императора Александра II в Москве прошли Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд. Летом того же года проходила Всемирная выставка в Париже. Для европейского сообщества очевидна была конкуренция, в том числе геополитическая, между этими мероприятиями, связанными с мировыми процессами модернизации.
В организации этнографической выставки и съезда заявило себя просветительскогуманистическое движение славян, предпринявшее попытку сформировать некий панславянский идеал модернизации через процветание наук и образование, успешное развитие промышленности. В этом виделся лучший путь к формированию духовнонравственного единения славян, познанию их родственных связей. Все это было крайне прогрессивным явлением, особенно в то время, когда расходы на преодоление пространства и необходимое для этого время были весьма большими в отличие от современности, когда их можно не принимать в расчет. В Россию прибыло тогда около 80 авторитетнейших и известнейших европейских деятелей науки, политики, образования, литературы и искусства, юриспруденции и предпринимательства, представители городского политического класса из славянских земель, входивших в состав АвстроВенгерской и Османской империй, а также Сербского княжества и Черногории, имевших определенную автономию. На пути из СанктПетербурга в Москву в мае 1867 года славянская делегация побывала в Твери и Тверской губернии. Здесь в полном объеме прозвучала идеология славянского национального возрождения, включая идеи панславянской модернизации через науку, образование и развитие промышленности, а также духовнонравственного единения славянства. Это способствовало созданию положительного образа Твери в европейском гуманитарном сообществе, как показано недавно в исследованиях известного тверского историка, профессора И.Г. Воробьевой. В числе ведущих организаторов этнографической выставки был профессор Московского университета Н.А. Попов, уроженец Бежецка и выпускник Тверской гимназии.
Таким образом, очевидно, что изначальная традиция праздника славянской письменности и культуры несла в себе идеал всесторонней общеславянской модернизации через интеграцию городского среднего класса. Эта традиция оказалась утерянной, точнее – сведенной в дальнейшем к вопросам славянской истории, славянского фольклора и славянской эстетики. Проблемы науки, образования, развития промышленности, общеславянской конкурентоспособности оказались выведенными «за скобки». Это огромная потеря. Ведь идеал общеславянской модернизации, сформулированный цветом славянского городского среднего класса более чем 140 лет назад, не потерял своего значения и для современности, в том числе в связи с очевидностью циклической смены событийных фаз славянского развития.
Понятно, что говорить об автономной модернизации России было бы странно, как понятно и то, что мировая программа «модернизации для всех» мировыми лидерами положена «под сукно». Это позволяет говорить о необходимости и возможности формирования общеславянской стратегии модернизации в современных условиях. В связи с этим идея всесторонней модернизации, безусловно, имеет общеславянское значение. Необходим не только внутрироссийский, но и общеславянский диалог по вопросам модернизации, коллективное обретение ее смыслов через консолидацию интеллектуального класса славянских народов. Нужно поновому понять проблему самоидентификации славянства в глобальном мире и выработать устойчивую систему базовых жизненных ценностей. Все славянство нуждается в политическом, гражданском и технологическом обновлении.
Чтобы не быть голословным, можно привести единичный, но знаковый пример. В начале марта этого года в Твери состоялось заседание постоянно действующего семинара при парламентском собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства. Разговор шел о проблемах единого научнотехнологического пространства. Тверская область рассматривается партнерами из Белоруссии как центр инноваций. Белорусская делегация посетила в Твери ЗАО «Диэлектрические кабельные системы». Инновационное предприятие с прогрессивным менеджментом стало хорошей иллюстрацией к тем масштабным планам, о которых говорили парламентарии двух стран, обсуждая модернизацию производства. Но в качестве связующих звеньев между народами проявили себя не только славянские корни, но и полное сходство ключевых проблем модернизации. Между прочим, «Поющие письмена» – хороший бренд для вхождения всеславянского «океана» (выражение Серафима Саровского) «в лето» высокой технологической культуры.
В этом году к постоянным участникам праздничного шествия – филологам, историкам и педагогам – присоединились студенты экономического факультета. Думается, что Тверь, взяв на себя миссию «окна» в славянскую Европу, может и должна приложить руку к возвращению изначальной, «модернизационной» традиции общеславянского праздника, основанной при поддержке императорареформатора Александра II. И тогда все станет на свои места в отношениях «физиков» с «лириками» и в отношениях Славянского зала областной библиотеки с залом научных работников и специалистов. А департамент культуры Тверской области станет работать рука об руку с департаментами промышленности и экономики. А там, глядишь, Тверь станет «окном» и в финноугорский мир, так как славянские и финноугорские народы, образовавшие некогда Русь, нельзя разрывать. В конце концов, почему нельзя проводить праздник народов, основавших некогда в Оковском лесу Русь? Может, в таком случае, у «макушки Валдая» горизонты модернизации, которые пока не просматриваются из иннограда Сколково, станут яснее.
Владимир ГАЙДУКОВ,
кандидат философских наук
Добавить комментарий