Я занимаюсь росписями и реставрацией монументальной живописи в православных храмах с 1958 года. В Тверскую, тогда Калининскую, область попал впервые в 1975 году по приглашению священника Алексея Злобина, толькотолько тогда переведенного в село ГороднянаВолге. Здесь с бригадой художников расписывали трапезную часть этого древнего храма.
В Городне до отца Алексея служил священник Василий Киричук, переведенный в Вышний Волочек. Он приезжал время от времени в Городню, видел нашу работу и, когда мы закончили, сказал: «А теперь ко мне в Волочек приезжайте».
Город Вышний Волочек тогда был райским местом, уголком старой России, тишины, покоя. Транспорта было очень мало. Богоявленский собор (единственный действовавший) был довольно запущенный. Но в нем было невероятное множество самых удивительных икон. Об одной из них и о связанном с ней чуде я и хочу рассказать.
Это была Андрониковская икона Божией Матери. Маленькая, подлинная греческая, двенадцатого или тринадцатого века. Она была с Афона подарена в церковь Зимнего дворца в Петербурге, потом в конце XIX века передана в Казанский монастырь в Вышнем Волочке. Как и многие другие иконы, после разорения монастыря попала в Богоявленский собор. Андрониковскую икону поместили в соборе на столп. Мы несколько раз приезжали в Вышний Волочек, расписывали алтарь и реставрировали старую живопись. И вот однажды, перед отъездом, я попросил у отца Василия благословения сфотографировать иконы – там было много редчайших вещей и помимо Андрониковской, ну а эта была вообще без сравнения. Отец Василий разрешил.
И вот мой друг Кирилл, профессиональный фотограф, взялся за работу. Снимал на чернобелую, конечно, пленку, но по всем правилам, со штативом, экспонометром. С Андрониковской мы особенно внимательно работали, решили ее сфотографировать в середине пленки, чтобы, не дай Бог, не было засветки с краев. Кирилл отснял другие иконы, сделал два кадра Андрониковской иконы. Через несколько дней мы вернулись в Москву.
Както он звонит и говорит: «Зайди ко мне, чтото покажу…» Показывает он мне проявленную пленку: все кадры получились идеально. Только два кадра – Андрониковской иконы! – черные, как будто снимал зажженную лампочку. Пытались смотреть на свет, «вытягивать» – ничего не получилось. Черные негативы. Для нас это было потрясением. Как будто от иконы чтото исходило, что засветило пленку…
Остался только тщательнейший рисунок иконы, сделанный мною после этого случая. А в 1984 году икону украли. Прошло двадцать лет. И вот лет пятьшесть назад мне случайно попался журнал «Профиль», в котором рассказывалось об олигархе, подарившем святейшему патриарху Алексию II на 70летие греческую икону. Я взглянул на фотографию: сомнений быть не могло, всетаки я художник, глаз профессиональный – это была Вышневолоцкая Андрониковская икона! Она была правильно датирована, оценена; говорилось, что олигарх подарил ее патриарху в личную молельню.
Два или три раза я писал патриарху Алексию II о том, что это за образ, что он из Вышнего Волочка. Я свидетельствовал (готов свидетельствовать и сейчас), что это та самая икона, приложил к письму копии фотографии в журнале и моего рисунка. Но ответа никакого, к сожалению, не было. Где сейчас эта святыня и что с ней, я не знаю.
Алексей Артемьев
художникмонументалист, реставратор, общественный деятель (Москва)
Добавить комментарий