Платный автобан построят по концессии

В нашей области работы могут начаться уже в будущем году

Институт «Союздорпроект» разрабатывает проектную документацию на строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт­Петербург на участке от 58­го до 671­го километра, с последующей эксплуатацией ее на платной основе.

Идея проекта магистрали – дублера существующей автодороги Москва – Санкт­Петербург М10 «Россия» родилась довольно давно. Первоначальная ее концепция была включена в генплан Москвы и Московской области еще в начале 1970­х годов. Но прошло более 30 лет, прежде чем идея стала воплощаться в реальность. Решение о строительстве автомагистрали было принято Министерством транспорта РФ, а инициатива исходила непосредственно от тогдашнего Президента Владимира Путина. В январе 2006 года был сдан проект обоснования инвестиций в строительство. А в феврале 2008 года из трех частных компаний, участвовавших в тендере на строительство первого участка автобана, Минтранс России выбрал ООО «Северо­Западная концессионная компания».

Строительство новой автомагистрали действительно давно назрело. Сегодня максимальная нагрузка федеральной автодороги М10 превышает нормативную как минимум в три раза. При нормативной пропускной способности 40 тысяч автомобилей в сутки интенсивность движения доходит до 130–170 тысяч автомобилей.

В результате превышения максимально допустимой нормы загрузки дороги средняя скорость движения по трассе М10 на подъезде к Москве составляет 10 километров в час, снижаясь в пиковое время до 5–7 километров. Уровень аварийности на автодороге «Россия» превышает почти в три раза среднее по стране нормативное значение. И уровень загрязнения воздуха на территории, прилегающей к трассе М10, в 3–5 раз выше принятых в РФ санитарных норм. За один час только на одном километре автодороги объем вредных выбросов в атмосферу достигает 247 килограммов. Понятно, подобное положение дел не устраивало ни власть, ни автомобилистов, ни экологов.

 Начинаясь от границ Москвы, трасса пройдет по Московской (90 километров), Тверской (253 километра), Новгородской (233 километра) и Ленинградской (75 километров) областям. Как видим, в нашем регионе – самый протяженный (более трети общей длины) участок будущего автобана. По территории Тверской области предусмотрена в основном шестиполосная дорога. Для строительства трассы впервые в России применен механизм государственно­частного партнерства в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для создания инфраструктуры объекта. К началу нынешнего года этот механизм реализовался пока только при строительстве головного участка трассы с 15­го по 58­й километр. Однако в планах заказчика строительства – государственной компании «Автодор» уже значатся новые участки, которые будут возводиться и эксплуатироваться в рамках государственно­частного партнерства – с 58­го по 149­й километр и на въезде в Санкт­Петербург 646­го по 684­й километр). Они, естественно, будут платными.

Запланировано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку скоростной автодороги составит 3,6 рубля за километр. Но тариф будет варьироваться в зависимости от категории транспортного средства, времени суток, частоты пользования трассой и т.д. На головном участке скоростной автомагистрали будет установлена централизованная автоматизированная система управления дорожным движением, предоставлена современная связь с применением новейших информационных технологий, служба эвакуации, пункты аварийной связи. На всей протяженности участка будут установлены разделительные барьеры и освещение.

Подготовительные работы к строительству головного участка с 15­го по 58­й километр начались в 2010 году. Завершить их планируется к 2014 году, и тогда наступит очередь строительства трассы в нашей области.

Если считать головной участок первым этапом, то второй этап строительства – возведение трассы от подъезда к Клину до начала объезда Твери. Это Клинский и Конаковский районы. На третьем этапе автодорога будет строиться от начала объезда Твери до пересечения с дорогой на Васильевский Мох. И далее, до окончания объезда Твери (214­й – 258­й километр). Это станет четвертым этапом. Пятый этап строительства – объезд Вышнего Волочка, от 258­го до 334­го километра. И шестой – от объезда Вышнего Волочка до пересечения с федеральной автодорогой М10 «Россия» (334­й – 390 км). В настоящее время ведется разработка проектной документации по четырем этапам, выпуск ее намечен на конец 2011 года. По пятому этапу на проектно­сметную документацию уже получено положительное заключение Федерального государственного учреждения «Главгосэкспертиза России». Сегодня эта документация находится на утверждении в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ.

Конкурсы на строительство скоростной автомобильной магистрали на тверском участке будут проводиться госкомпанией «Автодор». Правда, пока не известны конкретные сроки. Возможно, победителем вновь станет «Северо­Западная концессионная компания». Общий объем инвестиций в строительство составит около 167 миллиардов рублей. Половина из них будет выделена из Инвестиционного фонда РФ, а другую половину планируется получить от частных инвесторов. Закончится строительство в 2018 году.

Особую тревогу вызывает то, что новая трасса пройдет у границ национального парка «Завидово», в котором, как известно, располагается резиденция Президента России. В 2007 году Указом Президента РФ границы национального парка были расширены на восток до железной дороги Москва – Санкт­Петербург, в результате проектируемая автомагистраль оказалась на заповедной территории. С другой стороны, этот указ пока не вступил в силу, так как Правительство в его исполнение не издало соответствующего постановления. Пока решено участок особо охраняемой территории, через которую должна пройти автомагистраль, урезать, а вместо него наделить «Завидово» территорией в другом месте.

В отдельный пусковой комплекс выделено и строительство объезда Вышнего Волочка.

– Необходимость принятия данного решения, – говорит начальник управления дорожного хозяйства департамента транспорта и связи Тверской области Виктор Антипин, – вызвана тем, что существующая федеральная автомобильная дорога М10, проходящая непосредственно через город Вышний Волочек, имеет только две полосы движения и не обеспечивает необходимую пропускную способность. Образование пробок и затруднения в движении транспортных средств наблюдаются круглосуточно. В то же время оказывается крайне негативное воздействие на экологическую обстановку в городе. По данным управления автодороги «Россия», интенсивность движения транспорта на этом участке превышает 32 тысячи автомобилей в сутки. Уже есть проектная документация на строительство объездной дороги и положительное заключение «Главгосэкспертизы». Срок реализации проекта – 2012–2015 годы. Сметная стоимость работ составит почти 43 миллиарда рублей…

В связи с новым строительством не забыта оказалась и действующая автомагистраль. По словам Виктора Антипина, необходимо согласовать с Министерством транспорта России, Росавтодором возможность реализации проекта ее реконструкции на участках южного и северного объездов Твери новой автомагистралью. А в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу в 2018 году Администрация Тверской области считает первоочередной задачей обеспечить доведение ширины проезжей части существующей автодороги повсеместно до четырех полос.

Станислав ШУТОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *