Эвакуационный аврал

Как автоинспекторы стали автоугонщиками

за несколько часов до торжественных мероприятий в честь Дня Победы автомобили, припаркованные на центральных тверских улицах, эвакуировали в массовом порядке и без составления протоколов.

Утро 9 Мая выдалось солнечным и безоблачным, обещая хорошую погоду на предстоящий праздник. В половине шестого утра, после приятного общения с прекрасным полом, автор этих строк на личном авто возвращался в свое холостяцкое логово. Счастливый, но голодный. Мнемозина услужливо напомнила, что домашний холодильник пуст, и мозг бегло перебирал места, где можно поесть в столь ранний час. По пути была круглосуточная  «Сковородка». Поворачиваю с Тверского проспекта на улицу Желябова и паркуюсь у кафе. Стоящий через дорогу экипаж дорожно­патрульной службы никакого особого внимания не привлек, но у самых дверей заведения за моей спиной раздался оклик сотрудника ГИБДД:

– Уберите машину, здесь мероприятия будут проходить.

Потратив еще две минуты на то, чтобы переставить свое авто за угол, я наконец­то расположился за столиком заведения и приступил к вожделенной трапезе.

Тут­то и началось самое интересное. К парковочным карманам «Сковородки» и соседствующей с ней гостинице «Волга» один за другим с промежутком буквально в несколько минут стали подъезжать эвакуаторы и зачищать пространство от стоявших легковушек. О причинах массовой автоэвакуации – праздник на носу – догадаться было несложно, но быстрота, с которой работали эвакуаторщики, заинтересовала: едва исчезнув за углом, грузовичок с оранжевыми мигалками вскоре возвращался за очередным припаркованным авто.

Благополучно завершив прием пищи, выхожу на улицу и начинаю наблюдать за происходящим уже в непосредственной близости. На часах шесть утра. В момент, когда очередная машина зависает между землей и платформой эвакуатора, из гостиницы выходит недоумевающий владелец авто: вроде бы никаких знаков, запрещающих стоянку у здания, с вечера он не заметил. Что и немудрено. Знаки появились вместе с сотрудниками Госавтоинспекции, подъехавшими к «Волге» глубокой ночью. Страж дорог, наблюдавший за процессом погрузки сквозь объектив служебной видеокамеры, поспешил успокоить встревоженного авто­владельца:

– Не волнуйтесь, никаких штрафов не будет. Это совершенно бесплатно. Всю технику увозим и ставим на соседней улице.

После этих слов несколько удивленный хозяин «Ниссана» вздохнул с облегчением и спокойно пошел досыпать. Я же, решив удостовериться в словах инспектора и вычислить конечный пункт эвакуаторов, проследовал к своему авто. Однако ехать никуда не пришлось. В сотне метров от меня на пятачке площади у старого автовокзала эвакуаторы возвращали ценный груз на грешную землю. Несмотря на суровый вид, их водители оказались очень даже разговорчивыми.

– Нас сегодня в четыре утра подняли, – сообщил коренастый мужчина в спецовке. – Вот вдвоем и работаем. Должны быть еще две машины из другой конторы, но они на эту работу «забили».

– Да, кого­то сегодня утром «приятный» сюрприз ожидает, – подхватил его напарник. – Хорошо, если у всех нервы крепкие. Помню, однажды в Заволжье машину убрали, так потом деду «скорую» вызывать пришлось.

«Приятный» сюрприз в большинстве своем ожидал постояльцев «Волги», вечером 8 мая спокойно припарковавшихся у гостиницы. Думаю, у тех из них, кто крепостью нервов не отличается, эта «телепортация» осядет в памяти надолго. На своих местах остались стоять только дорогие массивные внедорожники, поднять которые у эвакуаторов не хватило мощности.

Все вышеописанное можно было бы считать просто забавным инцидентом, если бы не ряд «но». При задержании автомобиля и его эвакуации на штрафстоянку составляется протокол об административном правонарушении, в котором фиксируется внешнее состояние автомобиля: сколы, царапины, вмятины по кузову и так далее. Протокол этот скрепляется подписью двух свидетелей и составившего его инспектора ГИБДД. То есть при возврате автомобиля в случае обнаружения владельцем повреждений, не зафиксированных в протоколе, он может потребовать возмещения нанесенного ущерба, предъявив судебный иск. А при отсутствии протокола? Правильно, дорогой автолюбитель. Не видать тебе, если что, никаких компенсаций. Так что ушедший досыпать владелец «Ниссана» потерял бдительность совершенно напрасно. Но самое интересное в данной ситуации – в отсутствие протокола юридически вся эта эвакуация ничем не отличается от банального угона, то есть уголовно наказуемого деяния!

Встает и другой вопрос, сформулированный в свое время героем одного известного кинофильма: «А за чей счет этот банкет?» Ответ: за счет фирм, занимающихся эвакуацией. Ведь при отсутствии протокола никаких оснований для возмещения затрат по эвакуации у городской власти нет. Ваш покорный слуга стал свидетелем перемещения восьми автомобилей. И только с одного места. Сколько еще машин убрали с улиц Советской, Новоторжской и Вольного Новгорода, также попавших под «расчистку», остается лишь догадываться.

Не думаю, что частные компании­эвакуаторы, работающие с Госавтоинспекцией по договору, в восторге от такого добровольно­принудительного альтруизма.

Напоследок еще два вопроса, давно ставшие в традиции русской философской мысли классическими: кто виноват и что делать?

Винить в происшедшем рядовых сотрудников ГИБДД бессмысленно.

У них распоряжение убрать машины. А каким образом – никого не волнует. Хоть на руках уноси. Может быть, виновата администрация гостиницы «Волга», которая была поставлена в известность о намеченных мероприятиях с вечера, но не проинформировала своих постояльцев? А как насчет городских властей и руководства областной Госавтоинспекции, не организовавших нормальное информационное обеспечение? Вопросы эти звучат оттого острее, что такая же вакханалия с эвакуацией частных авто накануне великого праздника происходила и в других городах России. Конечно, виновных при желании отыскать несложно. А вот вопрос, что делать с хроническим недоглядом и извечной национальной надеждой на авось, похоже, в очередной раз останется без ответа.

Антон СТАРИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *