В «Мистерии» всегда аншлаг

Детский театр­студия будет участником X Дельфийских игр

знакомство мое с театром­студией «Мистерия», работающим в Твери вот уже 24­й год на базе Дворца творчества детей и молодежи, произошло совсем недавно. Довелось в эти весенние дни посмотреть булгаковские «Дни Турбиных» – спектакль, который театр представит на ближайших X Дельфийских играх. Казалось бы, ну классика, детский театр, мундиры на узких юношеских плечах и адъютантские аксельбанты, а тут… Тут нечто куда более серьезное. Энергетика и напряженные, как струны, характеры. «Вы еще „А зори здесь тихие“ не видели, – говорил мне сосед в зрительном зале. – Слезы текут».

«Мистерия» имеет свое уникальное, открытое и приветливое лицо. Это лицо главного режиссера – Светланы Исаевой. Ее энергия, энтузиазм, фантазия и неиссякаемый творческий импульс – вот двигатели этого небольшого механизма.

Рядом с главным режиссером – главный помощник и, наверное, опора и надежда. Смысл жизни «Мистерии» можно понять на примере Полины Чебан. Она уже не ребенок, 23 года, а в театр пришла в пять лет.

– Сначала меня хотели отдать в танцевальную студию «Романтики», – рассказывает Полина. – Поглядели на меня и сказали: не годитесь. Зашли с мамой в большой концертный зал Дворца, и я увидела на сцене детей, таких же, как я (они играли отрывок из спектакля «Праздник непослушания»).

  «Мама, я хочу туда!» В театре на меня посмотрели, послушали… и взяли.

Сейчас Полина в театре не только одна из ведущих актрис, она еще и педагог, она же и режиссер.

– А сначала мы просто были козявочки пятилетние, – говорит она. – Что мы могли сказать? Ничего. Мы были розочками, и всё…

– Это был спектакль «Стойкий оловянный солдатик», – рассказывает Светлана Исаева. – И с ним мы поехали в Москву на всероссийский фестиваль детских музыкальных театров «Синяя птица». Перед отъездом родительское собрание. Я говорю: «Мамы, нам горшки надо с собой брать». И брали горшки на фестиваль в театр имени Натальи Сац. А «розочки» были чудесные: в капорах с локонами, по пять­шесть лет крошкам. Репетицию нам дали очень позднюю. Мы с дороги. У «роз» выход в середине спектакля. Идет репетиция, у детей выход, а «розы» спят. Старшие будят: «Ты моя заинька, просыпайся…»

Раньше Светлана Исаева брала детей с пяти лет. Но вот уже пятый год реализуется программа «Маленькое чудо», и детишки попадают в мир сказки с трех лет. «Неталантливых детей нет вообще», – девиз Светланы Витальевны, поэтому в приеме и не отказывают никому, разве что из­за отсутствия места. Дети занимаются два года театрализованными играми, развитием речи, а потом сдают «детские экзамены»: любимые стихи и песенки, и звонят в свой первый театральный звонок. Последний будет не скоро, через 12 лет.

– В день приема на лестнице очередь – как в театральный институт, – говорит Светлана Исаева.

И надо заметить, никакой рекламы, все по принципу «сарафанного радио». Сила народного признания…

Светлана Исаева уверена: нынешние дети не сильно отличаются от детей других поколений.

– Они читают то же, что и мы когда­то с вами читали: сказки, Агнию Барто… (за дверью – старая добрая песенка Кисточки: «Есть на свете цветок алый­алый…») Отличаются родители. Они стали очень заняты, потому что нужно зарабатывать, зарабатывать, зарабатывать. А ребенку нужны сказка и чудеса. Именно поэтому кто­то у нас раскрывается сразу, а с кем­то несколько лет надо работать, зато потом – бамц, и ребенок вылупился: такая красота получилась!

Показательна группа мам, в числе которых была мама той же Полины. Сдружились они, ожидая детей с занятий, отмечали в холле дни рождения, организовали какой­то фитнес…

– Просто мировая компания! А нынешнее поколение еще круче. Мамы водили детей, водили, а потом заявили, что тоже хотят играть. Это было три года назад. В какой­то момент они меня достали, и мне пришлось выделить один вечер в неделю, чтобы заниматься с мамами, – вовсе не вздыхает Светлана Исаева. – А потом мамы создали свой театр и назвали его «8 женщин» по первой сыгранной ими одноименной пьесе Робера Тома.

На следующий год сыграли «Трактирщицу» Гольдони. Впрочем, это уже другая история.

В режиссерскую забегает Екатерина Адамова.

– Катя, как хорошо, что ты пришла, – радуется Светлана Исаева. – Поговори с нами.

Катя извиняется и убегает на «вокал».

– Это уже второе поколение детей, – говорит Исаева. – Они очень долго жили в театре, будучи уже студентами. С ними мы стали ездить на международные фестивали, взяли медаль в Италии… У нас в театре есть еще Виктор Корчажкин. Вот были­были, жили­жили они, а потом взяли и поженились. Родили сына Вовку, который здесь, в театре, благополучно теперь и ошивается. И родители здесь, с нами.

Тяжело ли с детьми? С какой стороны посмотреть…

– После репетиций я падаю, но я их бесконечно люблю. За эти годы я научилась у них искренности, благодарности.

Свой театр Светлана Исаева придумала в семь лет, реализовала мечту в 26 и поняла, что заниматься хочет только театром. Закончила музыкальное училище по классу фортепиано, потом истфак ТвГУ (специализация «История театра»), потом актерский факультет Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, ассистентуру при этом училище.

– Напишите, пожалуйста, большими буквами имена главных учителей моей жизни. Это народные артисты России Вера Ефремова и Александр Чуйков. Я их люблю и очень им благодарна. Они талантливые, искренние и щедрые душевно.

Театр «Мистерия» очень популярен. Это без прикрас. Здесь говорят, что через полчаса после объявления репертуара ( «Мистерия» играет как репертуарный театр) билетов уже нет, а в очереди на «А зори здесь тихие» девять школ города…

– Однажды мы играли все зимние каникулы на новогодних елках в нашем театре драмы, – говорит Светлана Исаева. – Показывали «Синюю птицу» Метерлинка. Однажды перед спектаклем к нам прибегает администратор и говорит, что мы не можем начать, потому что на кассу напала «банда зрителей», требуют билеты на «Синюю птицу», а билетов нет.

Под занавес встречи в режиссерскую входят одна из мам из «8 женщин» Лариса Муратова и супруг Екатерины Адамовой Виктор Корчажкин. У Ларисы старшая дочь в театре преподает, младшая еще пока занимается.

– Моя младшая – спортсменка. Сначала посещала гимнастическую спортшколу, а потом, придя сюда, по примеру сестры сделала выбор в пользу театра. Сначала пробовали совмещать, но театр совмещений не терпит.

Виктор в «Мистерии» более 20 лет. Пришел почти взрослым, в 17 лет, привлек одноклассник.

– Я всегда считал, что театр – это нудятина, а когда увидел «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, понял, что театр бывает другим. В «Мистерии» я встретил совсем других людей, разительно отличающихся от подъездного и уличного люда. В то время, когда мы только что сняли школьную форму, наш театр можно было назвать неформальным сообществом.

«Мистерия» подарила Виктору не только новый взгляд на театр, но жену, можно сказать.

– Катя занималась в «Романтиках», а «Романтики» с «Мистерией» всегда дружили. Они нам массовую сцену танцуют, мы им свет на концертах ставим. У них мальчиков не хватало всегда, и нас сдавали им в аренду…

Их сын Вовка одно время думал бросить театр и заняться спортом. Купили ему родители кимоно, он походил полтора месяца и сказал, что хочет обратно.

Вот так и живут в маленьком, но серьезном театре «Мистерия» разные­разные поколения больших и маленьких детей. И кажется, что у них всех одна мама. Светлана Витальевна признается, что счастлива этой своей работой и не мыслит другой жизни.

Поднимаемся на репетицию, а в зале дети кружком, она рядом – такая приветливая: поправит, научит, протянет листок с текстом и скажет: «А выучить вам надо вот это, потому что оно по сути своей душераздирающе…»

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *