Российский космос на службе людям

В эти дни мы отмечаем одну из самых знаменательных дат в истории человечества. 50 лет назад наш соотечественник Юрий Гагарин совершил первый в истории цивилизации полет в космос.

Это колоссальное достижение отечественных ученых и инженеров, наших космонавтов. Да и всего народа – тоже. Страна, еще не оправившаяся тогда от последствий страшной войны, добившись такого прорыва, бесспорно, совершила подвиг. И я сомневаюсь, что его мог бы совершить другой народ. Наша страна это сделала.

Космос и сегодня остается для России одним из безусловных приоритетов. Мы занимаем здесь хорошие позиции. Достаточно сказать, что в 2010 году Россия совершила 31 космический запуск, заметно оторвавшись от всех конкурентов. Численность нашей орбитальной группировки составляет 114 аппаратов.

И мы продолжаем идти вперед. В нынешнем году федеральный бюджет направит на отечественные космические программы 115 миллиардов рублей – сумма более чем внушительная.

Важнейшая цель, которая стоит перед Россией в космическом секторе, – используя свои конкурентные преимущества, укрепиться на рынках соответствующих услуг.

По оценкам специалистов, к 2015 году доля России здесь может составить около 15 процентов. Это значит, что и страна в целом, и предприятия отрасли, их сотрудники будут иметь хороший источник дохода.

Но для всех нас не менее важно задуматься об использовании космических технологий для социально­экономического развития собственной страны.

На практике – и во многих российских регионах такой опыт уже наработан – космические программы связаны с вполне «приземленными» проектами, дающими абсолютно осязаемый эффект.

Пожалуй, самый показательный пример связан с внедрением ГЛОНАСС.

Так, в субъектах Федерации, где такие системы начали устанавливать на муниципальный транспорт, экономия топлива достигала 25 процентов. Очевидно, что это дает ощутимое сокращение бюджетных расходов. Я уже не говорю про общественный транспорт, где снижение расходов на горюче­смазочные материалы позволяет сдерживать рост стоимости проезда.

Колоссальное значение имеет использование систем космической навигации для работы экстренных служб. Уже сейчас мы имеем множество примеров, как эти системы помогают раскрывать преступления. А оснащение соответствующими приборами автомобилей позволяет на 30 процентов сократить время прибытия «скорой помощи» на место ДТП. За этими цифрами – реально спасенные человеческие жизни.

Еще один интересный пример. Новейший локомотив 2ЭС10, благодаря оснащению системой ГЛОНАСС, может в автоматическом режиме проходить семафоры. Это, конечно, существенно повышает безопасность перевозок.

Если отойти от вопросов, связанных с транспортом, то стоит вспомнить о геодезии и кадастровых работах. Применение спутниковой навигации, по данным экспертов, сокращает затраты на выполнение кадастровых работ сразу в два раза.

Навигация – лишь один из примеров того, как космические технологии могут использоваться для решения реальных экономических и социальных задач. А ведь есть еще космическая связь, космический мониторинг, так называемое дистанционное зондирование – в прошлом году в контроле паводкоопасных участков было задействовано сразу десять спутников.

Словом, космические технологии сегодня имеют множество прикладных приложений. А их внедрение быстро окупается. Поэтому очень важно, чтобы и предприятия, и власти на местах научились их использовать, не боялись инвестировать в это направление, разрабатывали и внедряли соответствующие программы.

Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы должны не только гордиться этим. Мы должны научиться этим пользоваться сегодня.

Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Государственной Думы РФ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *