Откуда у мальчика Пети загребущие руки? Из школьного учебника!

«Чему вас только в школе учат?» – нередко вопрошает старшее поколение, когда сталкивается с безграмотностью детей.

А и правда, чему?

Не секрет, что отношение к миру, основные умения и навыки формируются посредством тех учебников и пособий, по которым обучаются школьники. В настоящее время обучение в большинстве тверских школ проводится по учебникам и наглядным пособиям образовательной системы «Школа 2010», рекомендованной Федеральным перечнем учебников на период 2011–2012 годов. Это, несомненно, веский аргумент. И все же, чтобы понять, так ли хороша данная учебная программа, стоит лишь повнимательней вчитаться в задания.

Взять, к примеру, пособие «Окружающий мир» для первоклашек.

«Найди сходные (?!) части тела у человека и животного и соедини их линиями», – гласит задание под живописной картинкой, в правой части которой красуется бодибилдер в трусах, а в левой – горилла с надгрызенной веточкой.

Дальше – забавнее. «Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды ее налили, и соедини их», – значится в условии. Но разве это не абсурд? Если в незримую емкость залить бесцветную субстанцию, то на рисунке не должно быть ничего видно, и это ясно даже ребенку.

Следующее задание учит ребятню «заботливому» отношению к животным. «В какой плотно закрытой банке мышатам можно не бояться духоты?» – спрашивают составители у первоклашек. При этом на рисунке изображены две стеклянные банки, в одной из которых лежит срезанный росток. Конечно, по задумке авторов, изображенное растение якобы поглощает углекислый газ и выделяет кислород, продляя жизнь грызунам, на деле же неукорененный побег в запертом пространстве и сам очень скоро зачахнет, и мышей уж точно не спасет.

Недалеко ушел и учебник математики. Так, в одной из задачек спрашивается: сколько книг остались нерозданными, если известно, что в школу привезли 5 пачек букварей и еще 7 букварей, а ученики получили всего 4 пачки и еще 2 букваря. Вот уж действительно социально острое задание. Скорее всего, редколлегия пособия и не заметила того тонкого юмора, который заложен в условиях. Отсюда и неактуальный вопрос. Актуальный звучал бы так: куда делись остальные учебники и почему не были распределены по назначению?

Есть и поистине юмористические сюжеты: «У мальчика Димы длина большого пальца 5 сантиметров, а среднего – 7 сантиметров. На сколько средний палец длиннее большого?». Спрашивается, откуда у мальчика такие загребущие руки, или же какого возраста этот «ребятенок» с руками взрослого мужчины?

Встречаются и такие математические задачки, которые исподволь учат малышей таким малоприятным понятиям, как инфляция и рост цен. К примеру, в одном из заданий говорится, что «в веселом расположении духа Винни­Пух пришел к Кролику, и они пошли покупать в подарок ослику Иа­Иа красивый воздушный шарик», у них в наличии были монеты достоинством 5, 10 и 50 рублей. Ученикам нужно указать, какими способами можно заплатить 60 рублей – стоимость воздушного шара. Все бы хорошо, но откуда берутся в учебниках такие драконовские цены? Ведь в любом магазине шарик стоит не дороже 5–10 рублей? Вот уж загадка…

Кому­то приведенные примеры покажутся не стоящими внимания, но из таких вот неоднозначных заданий и складывается учебный процесс. Кстати, не стоит забывать, что основная ответственность за то, какие знания получает школьник, лежит на папах и мамах, а не на педагогах, как это принято считать. Поэтому, уважаемые родители, будьте внимательны к тому, чему учат ваших детей, не оставайтесь в стороне от учебного процесса. Русское авось здесь – не лучший товарищ!

Ксения БАДАКОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *