В 2008 году в Государственном архиве Тверской области (ГАТО) в фонде Тверской духовной консистории нами был обнаружен неизвестный ранее рисованный план города Старицы. Полагаем, что находка представит интерес для изучающих историю родного края читателей.
…В первой четверти XVIII века Петр I особое внимание уделял точным наукам. Царьреформатор активно способствовал появлению технических учебных пособий. Этапным стало открытие в 1714 году в различных городах страны 23 «цифирных» школ, где преподавались начала геометрии, которые выпускникам предстояло использовать в землемерном деле. В следующем году в Петербурге была основана Морская академия. Здесь среди главных предметов значились арифметика, геометрия и география. Тогда же, в 1715 году, началась первая государственная геодезическая съемка. Однако изжить иконописные принципы в картографии первой четверти XVIII века не удалось. Безмасштабные рукописные «чертежи», по всей видимости, попрежнему оставались наиболее распространенным изобразительным материалом петровского времени.
План города Старицы был создан, скорее всего, как раз в это время. Долгое время он хранился в фонде Тверской духовной консистории, куда поступил из Старицкого Успенского монастыря. Содержащиеся в деле письменные источники (1759) свидетельствуют, что посланный в консисторию план является лишь копией. Следовательно, оригинал монастырское руководство предпочло оставить себе. Чертеж действительно выполнен на бумаге, филиграни которой датируются по типологически близким аналогам между 1750 и 1766 годами. И поскольку водяные знаки старицкого плана наиболее близки филиграням 1754 года, у нас есть все основания относить обнаруженную копию к тому же времени, что и находящиеся в деле ГАТО другие документы, – к 1759 году.
Тем не менее отметим, что сохранившаяся копия рисованного плана не может рассматриваться в контексте картографического материала середины – второй половины XVIII столетия. Наиболее ярко об этом свидетельствует «иконописный» облик рассматриваемого старицкого «чертежа». Очевидно, что этот план снят «на глаз» с очень большими погрешностями в передаче отдельных частей города, он лишен масштаба, здесь налицо стремление показать город «с птичьего полета».
Ранняя датировка рисованного плана Старицы находит подтверждение и при обращении к отдельным комплексам и постройкам, изображенным на «чертеже». Особенно, если соотносить этот план с данными писцовой книги 1686 года и городским планом 1746 года. Весьма показательна в этом отношении ситуация, сложившаяся на южном городище, которое на плане из ГАТО названо «Пустым». Заметим, что если городская опись 1680х годов фиксирует здесь лишь «пустопорожние» церковные и посадские места, то на чертеже 1746 года южное городище показано с двумя кварталами жилой (?) застройки.
То же предположение находит подтверждение при оценке состояния крепостных сооружений Старицы. Писцовая книга, к примеру, фиксирует 13 башен в структуре оборонительных сооружений кремля, отмечая, что кровли на значительной части из них, а также на стенах «погнили». На чертеже же первой четверти XVIII века отсутствуют стены ( «городовые стены нет») и изображены только 12, вероятно, лишенных кровель башен. А на месте «четвероугольной» Волжской проездной башни на плане петровского времени помещена следующая надпись: «была башня и ворота Волские, а ныне нет». И поскольку в полуразрушенном состоянии эта башня была зафиксирована источником 1692 года, можно полагать, что окончательно она была утрачена на рубеже XVII–XVIII веков. В таком виде этот участок Старицкого кремля и был обозначен на плане. Следовательно, у нас нет веских оснований «размещать» датировку чертежа за пределами первой четверти XVIII века.
Рисованный план Старицы, пожалуй, единственный изобразительный источник, фиксирующий пять шатров на главном храме города – Борисоглебском соборе. Автор чертежа основной объем храма и его шатровое завершение окрашивает в разные цвета. В первом случае это розовый цвет, во втором – желтый. Не исключено, что таким образом он хотел показать, что у каменного храма шатры имели деревянное покрытие.
Рядом с Борисоглебским собором писцовая книга 1686 года знает «завалившуюся» в 1677 году каменную Никольскую церковь. Любопытно, что, показывая на рисованном плане к северозападу от соборного храма остатки Никольской церкви, автор чертежа не дает ее наименования ( «церковь была каменная»). Этот факт можно объяснить неместным происхождением «изографа» или же тем, что в первой четверти XVIII века название храма было уже неведомо составителю плана.
При сравнении рисованного плана с городским чертежом 1746 года обращает на себя внимание наличие стрелецких слобод на первом и их отсутствие на втором. Более того, в экспликации к плану 1746 года фиксируются «слободы крестьян, что прежде были стрельцы». Таким образом, принимая во внимание тот факт, что стрелецкое войско практически перестало существовать в петровское время, мы имеем еще один аргумент для датировки рисованного плана из ГАТО первой четвертью XVIII века.
Этот документ вносит некоторые коррективы в наше представление об архитектуре Старицы. Так, например, чертеж первой четверти XVIII века дает основание говорить о том, что до 1750 года западное прясло ограды Успенского монастыря не образовывало глубокого «кармана» перед надвратной церковью Иоанна Богослова. В начале XVIII столетия участки монастырского ограждения примыкали не под углом, а перпендикулярно к северной и южной стенам этого храма. Опять же, ориентируясь на обнаруженный в ГАТО план, мы можем с большой долей вероятности предполагать, что до 1750 года обитель уступала по площади нынешней территории Успенского монастыря. Об этом свидетельствует достаточно близкое расположение к надвратному храму северного прясла ограды на плане первой четверти XVIII века. Что никак не согласуется с современным состоянием монастыря (и планами конца XVIII – начала XIX веков), где надвратный храм располагается практически по центру западного прясла ограды Старицы.
Каменные постройки автор «чертежа» выделил, скорее всего, розовым цветом. Так он окрасил Борисоглебский собор, Успенский и Введенский храмы Успенского монастыря, собор Вознесенского монастыря, Пятницкую и Симеоновскую церкви. С первыми четырьмя постройками вроде бы все ясно: в начале XVIII века это были каменные сооружения. Пятницкий же каменный храм, по свидетельству источников, появился в 1730е – начале 1740х годов, а Симеоновская церковь была выстроена к 1758 году. Это несоответствие с предложенной датировкой плана первой четвертью XVIII века может быть, на наш взгляд, объяснено некоторым своеволием копииста, который, выполняя в 1759 году копию рисованного плана, показал каменными все постройки Старицы, которые к тому времени уже были возведены в камне.
Алексей САЛИМОВ,
кандидат искусствоведения, профессор
Марина САЛИМОВА,
ведущий научный сотрудник «Тверьпроектреставрации»
Добавить комментарий