Комитет государственного строительного надзора города Москвы организовал «круглый стол» на тему «Вопросы повышения качества строительства при осуществлении государственного строительного надзора». Мы принимали в нем участие.
В связи с ликвидацией Госстроя РФ в последнее время, к сожалению, практически полностью утрачена связь между региональными органами госстройнадзора. Можно сказать, каждая региональная инспекция варилась в собственном соку, без какого бы то ни было сотрудничества с подобными структурами в других субъектах РФ, не говоря уже об обмене опытом. Поэтому организованный Мосгосстройнадзором «круглый стол» для всех нас был крайне полезен. На нем был затронут ряд наиболее острых проблем.
Градостроительный кодекс отменил существовавший ранее государственный надзор за предприятиями стройиндустрии. В прежние времена каждый завод, выпускавший стройматериалы, одиндва раза в год проверялся на качество продукции. Соответственно, аттестовывалась и его лаборатория. Теперь контроль мы осуществляем только после того, как изделия выходят за ворота предприятия и поступают на объект. И то проверка осуществляется исключительно визуально. Какова структура материалов, мы проконтролировать не можем. Естественно, возникают сомнения, а отвечают ли эти материалы существующим техническим условиям, паспортам и проектносметной документации? Эту озабоченность высказали практически все представители органов госстройнадзора, присутствовавшие на «круглом столе».
Беспокойство вызывает низкое качество самой проектносметной документации (ПСД) и уровень ее экспертизы. Крупных проектных институтов уже нет, и это, конечно, сказывается на проектах и, в итоге, на безопасности возводимых зданий и сооружений. Если раньше мы знали, какая ПСД приходила на экспертизу, какие ошибки в ней были допущены, и могли проконтролировать их исправление, то теперь эти данные получаем на последнем этапе, зачастую когда объект уже строится. Как в таком случае осуществлять надзор?
В этом плане нельзя не отметить проблему кадрового обеспечения. Старые специалисты уходят, новых нужно учить. Но это, может быть, и не главное. В Мосгосстройнадзоре, например, работают свои инженерыэлектрики, сантехники, вентиляционщики, которые, со своей стороны, также проверяют качество проектносметной документации. В нашей инспекции их нет. Конечно, уровень строительства в Москве и Твери несопоставим, однако и у нас возводятся достаточно сложные объекты. К примеру, здание перинатального центра. Пришлось серьезно проверять проект на его соответствие нормам противопожарной и санитарноэпидемиологической безопасности.
Речь на «круглом столе» шла и об объектах, не подлежащих госстройнадзору. В данном случае, в соответствии с Градостроительным кодексом, главы муниципальных образований должны подписывать акты приемки таких объектов, чего, увы, сплошь и рядом не делается. Мы бьемся с муниципалитетами над этой проблемой давно. Массу писем направили главам: необходимо проводить осмотры возводимых зданий, не подлежащих надзору, и составлять соответствующие акты. Но обратной связи, к сожалению, нет.
Надежда КОЗЛОВА, заведующая отделом Департамента градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области
Добавить комментарий