Так называют в тверской гимназии № 10 победительницу городского конкурса «Учитель года2011» Ольгу Никитышеву
Кабинет физики, где Ольга Александровна хозяйка, может считаться (и считается) гордостью гимназии. Модернизировала его сама вместе с супругом Игорем Викторовичем. Есть еще «потайная» комната (она же лаборантская). В общем, двухкомнатные апартаменты с множеством шкафов, таблиц и портретами выдающихся физиков, начиная с энциклопедиста Михаила Ломоносова.
Как реликвия – кинопроектор «Украина» и коробки с учебными фильмами, сложенные в шкафах. Ученики смотрят кино с раскрытыми ртами. Звук стрекочущего проектора оказывается для них слаще зова мобильного телефона.
…Продвинутым школярам учительница дает задание мыслить и решать самостоятельно, а сама готова к расспросам журналиста.
Был понедельник – день тяжелый, у Ольги Александровны восемь (!) уроков. Поэтому сразу спрашиваю улыбающегося учителя, большая ли она оптимистка. Ответ мгновенно – утвердительный. Пессимистам, даже тайным, в школе делать нечего. С унылыми лицами и упавшим настроением никакое племя младое, незнакомое за собой не поведешь.
С оптимизмом, иногда переходящим в восторг, учитель подробно рассказывает о реконструкции своего второго дома. Обновление началось с 1978 года, когда Ольга Александровна возвратилась из Сибири на свою историческую родину и продолжила преподавать физику. Конкретная ее родина – поселок Жарковский. Тверь – ее университет, где на первом курсе (!) она вышла замуж и укатила за распределенным мужем в далекий город Омск. Там завершила образование в местном пединституте и честно отработала два года в школе. Тверская гимназия № 10 ее второе и окончательное место служения доброму, вечному и бесконечно интересному.
Продвинутые школяры разговор подслушивали, хотя изображали исключительную занятость. Есть ли разница между ними и учащимися 80х годов? «Есть! – живо откликается Ольга Александровна, – нынешние без калькулятора считать не умеют. Зато они более приспособлены к нынешней жизни, чем их учителя, они лучше ориентируются в обстоятельствах, чем старшее поколение, скорее вписываются в жизнь. Зато раньше дети были добрее».
Сравнивать Ольге Александровне есть с чем. За время работы в гимназии у нее как у классной руководительницы было пять выпусков. На традиционный сбор в начале февраля больше всего приходят выпускники 81го, 84го, 89го годов. Учительница помнит по имени и фамилии не только своих выпускников, но даже их родителей, многие из которых тоже ее ученики. Сетует: «Пришла в школу, когда родители были старше меня, а теперь я старше родителей». Называет себя черепахой Тортилой, намекая на возраст, и не берет в расчет, что именно Тортила одарила Буратино золотым ключиком как символом счастливой жизни. Сама того не подозревая, Ольга Александровна сделала себе комплимент.
Бывает, срывается. Както накричала на ученика. Тот пожаловался матери. Мать по телефону отчитала учителя. Ответом на телефонную выволочку было: «Спасибо большое». Самое интересное, что семиклассник понял все правильно и после конфликта ведет себя примерно.
К 75летию гимназия выпустила альбом о своей истории. Главу о ветеранах и участниках военных действий делала Никитышева. Несколько мальчишек были в Афганистане и Чечне, трое не вернулись. О каждом она готова рассказывать как о родном. Родных сыновей у нее двое, и она очень счастливая жена и мать. Говорит об этом – и слезы на глазах.
…Я очень люблю своего мужа! Такие слова для ушей постороннего человека нынче в диковинку. «Мы 30 лет вместе – и душа в душу! Отгадайте, сколько лет я также прожила со свекровью?» Не отгадал. «Двадцать пять! Коллеги удивляются: тебе памятник надо ставить!» Было предложено одновременно поставить памятник свекрови – учительнице русского языка и литературы, за которой сноха была как за каменной стеной. «Все сварено, приготовлено, убрано, все накормлены. Ни разу за 25 лет не поссорились!»
Всем семейством летом пребывают в Жарковском, в отчем доме Ольги Александровны. Сама на майские праздники засеивает, засаживает грядки, в июне выбирается на прополку, а в законный отпуск семья отдыхает, то есть почти не разгибаясь, творят бесконечные деревенские дела, включая ремонт, выращивание картошки, заготовку овощей, походы за ягодами и грибами. Активно практикуются прогулки на велосипедах и плавание в местном водоеме.
Учительница признает себя спортсменкой, как и своего обожаемого супруга.
По ее деревенскому лугу ходят аисты, а по ночам охотятся ежики. Благодать!
Тылы у нее такие, что непременно хочется покорять новые вершины. Так она и поступает, оправдывая характеристику – «вечный двигатель».
Побороться за звание лучшего учителя Твери нынешнего года попросила администрация гимназии. Как человек дисциплинированный, обязательный, учительница сказала: «Есть!» Сыновья протестовали: «Мам, ты что?» А маме интересно. Плохо делать она не умеет, пришлось потрудиться над самоусовершенствованием. Иногда ночи проходили без сна, зато сном показалась победа в конкурсе. Сценический финал – шоу, основная борьба шла в закулисье. Там определялось место учителя на пьедестале. «Перед конкурсом не спала. Зато теперь все время хочу спать». Время на расслабление ограничено. Ольга Александровна и еще три учителя из Твери будут принимать участие в областном конкурсе «Учитель года». Там испытания классом повыше.
Она ничуть не жалеет, что ввязалась в борьбу. Для самоутверждения очень даже полезно. Хотя самоутверждаться в очередной раз – лишнее испытание знаний и характера. Фото Ольги Александровны на Доске почета школы как победителя в рамках национального проекта «Образование». К ней приезжали из «Учительской газеты», она давала интервью на радио и сетовала, что сказала не так, как надо.
На школьный праздник учительница Никитышева однажды нарядилась Карлсоном. Пропеллер от мотора, который приладил супруг, крутился. Восторг созерцателей был неописуемый.
Она выходила в образах Снежной королевы, Снегурочки, зайчика, цыганки и задавала тон торжествам.
Она поет и читает стихи со сцены.
Она ведет вечера памяти, сама сочиняя сценарии.
Она умеет шить и вышивать.
Она посылает открытки с праздниками всем ветеранам гимназии.
Она награждена медалью «За спасение утопающих».
У нее еще будет много заслуг, но имя она уже заслужила. Искренне завидую ученикам, которым повезло с таким учителем. И гимназии – тоже.
Валерий БУРИЛОВ
Добавить комментарий