Мастера иконостасного дела Шишкины

В конце XVIII – первой четверти XIX века город Калязин Тверской губернии славился своими иконописцами и мастерами иконостасного дела. Забытые теперь фамилии Рышковых, Береговых, Шадеевых, Прянишниковых были известны не только в Тверской, но и в Ярославской, Владимирской и Московской губерниях. В XIX веке особое место среди мастеров иконостасного дела в Калязине по праву заняла династия Шишкиных.

Наиболее ранние сведения о роде Шишкиных относятся к середине XVII века. Известность роду принес служка Троицкого Калязина монастыря Иван Спиридонович, почитавшийся в народе как местночтимый отрок Иоанн. Он умер 31 марта 1764 года в возрасте 26 лет и похоронен вблизи монастыря при Христорождественской церкви. В Калязинском краеведческом музее хранятся его власяница и вериги.

Первым известным мастером, профессией которого стал сусальный промысел, был Михаил Иванович Шишкин. В 1822 году он основал в Калязине широко известную в Тверской губернии иконостасную мастерскую, просуществовавшую до 1917 года.

В 1825 году в сусальной мастерской Шишкина работало два наемных работника. К середине XIX века в мастерской, размещавшейся в собственном доме Шишкина, работали сам хозяин, его дети, пять наемных работников и два ученика. К тому времени Михаил Иванович числился купцом третьей гильдии. Шишкин закупал в Москве толстые листы золота и серебра и раскатывал их в фольгу. Сбыт готовой продукции производил в Калязине мастерам-позолотчикам.

В обывательской книге 1851 года Михаил Иванович Шишкин предстает перед нами главой большого семейства, состоящего из жены Василисы Сергеевны и трех взрослых сыновей: Василия, Матвея и Михаила, которые, в свою очередь, имели жен и многочисленных детей. Причем Василий женился на дочери Ивана Павловича Берегова Анне. Сам Берегов в первой четверти XIX века был одним из лучших художников Калязина. Именно у него получил первые уроки художественного мастерства один из талантливейших учеников Венецианова Никифор Степанович Крылов.

Позднее два сына Василия и Анны Шишкиных, Дмитрий и Макарий, продолжили дело отца и деда. Иконостасы многих церквей Тверской губернии вышли из мастерской Шишкиных.

В 1865 году купеческие дети братья Шишкины выполняли столярные и позолотные по дереву, железу и лепке работы в Воскресенском соборе, Вознесенской и Острожской церквах города Кашина.

В 1890 году Богоявленскую церковь села Медведицкого Кашинского уезда украсили двухъярусные иконостасы с колоннами работы резчика Шишкина.

В 1895 году Дмитрий Шишкин с сыновьями производили реставрацию иконостаса в соборном храме Новоторжского Борисоглебского монастыря. Того самого иконостаса, иконы для которого писал Боровиковский. За эту работу определением епархиального начальства от 12–17 января 1896 года Шишкиным была выражена признательность.

Не забывали Шишкины и родной город. В конце XIX века ими был установлен новый резной дубовый иконостас в кладбищенской Крестовоздвиженской церкви Калязина.

В 1900 году Дмитрий Васильевич Шишкин выполнил заказ на изготовление иконостаса в русско-византийском стиле для трапезной Капшинского храма в Калязинском уезде. В том же году была освящена церковь святой Варвары при Тверском женском епархиальном училище. При осмотре храма присутствовавшие особое внимание обратили на иконостас, выполненный в древнерусском стиле, изготовленный в мастерской Шишкина.

Иконостасы, вышедшие из мастерской Шишкиных, были участниками и призерами выставок: Всероссийской в Нижнем Новгороде 1896 года, Коммерческой в городе Суэце 1897 года, Франко-Русской в Санкт-Петербурге 1899 года, Всемирной Парижской выставки 1900 года.

В начале XX века в Калязине существовали две иконостасные мастерские. Хозяевами одной из них были дети Д.В. Шишкина Рафаил и Николай, в ней работало восемь наемных рабочих, хозяином другой был их дядя Макарий Васильевич Шишкин, в ней работало пять наемных рабочих.

Несколько по-иному сложилась жизнь младшего сына Василия Михайловича Шишкина Алексея. В 1862 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. В 1873 году ему было присвоено звание классного художника 3-й степени. После окончания академии А.В. Шишкин посвятил себя иконописи. Можно предположить, что именно он был автором икон в иконостасах Казанского и Троицкого приделов Георгиевской церкви села Юрьевское Старицкого уезда Тверской губернии. В описи церкви, составленной в 1874 году, сообщается, что образа в обоих иконостасах писаны художником Шишкиным на липовых досках «под тон греческого образописания». О том же писал и священник церкви Алексей Ушаков, добавляя, что Шишкин получил образование в Академии художеств. Возможно, и сами иконостасы были изготовлены в калязинской мастерской Шишкиных. В этой церкви сохранилась стенная живопись, возможно, также работы Алексея Васильевича Шишкина.

В 1876 году Алексей Шишкин выполнил большой заказ Белобережской пустыни Брянского уезда Орловской губернии. Им были написаны шестьдесят икон для вновь построенного на территории пустыни собора в честь иконы Божией Матери «Троеручица».

В 1896 году петербургский художник Алексей Васильевич Шишкин написал 13 икон на цинке для иконостаса церкви при Олонецкой мужской гимназии в Петрозаводске.

Время не пощадило работ мастеров. Возможно, какие-то из икон или фрагментов иконостасов до сих пор хранятся в музеях или украшают вновь возрождающиеся храмы, но имена их авторов утеряны. И только кропотливая работа искусствоведов способна вернуть забытые имена и вновь соединить их со своими творениями.

Надежда ОВЧИННИКОВА,

историк, искусствовед

 

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *