«Умная школа» остается в планах

В Тверской области идет формирование «умной школы». Понятие «умная школа» – верное, емкое, но чрезвычайно многозначное. Ум человека по своей природе амбивалентен, он – двуликий Янус. Умным может быть и весьма недостойный, извращенный, даже звероподобный человек. Умным может быть и самый недобросовестный чиновник, и отъявленный преступник, коррупционер – «тому в истории мы тьму примеров слышим». Ибо ум – это не только необходимый инструмент эффективного созидания, но и крайне опасное орудие разрушения. Поэтому он сам нуждается в определенных ориентирах, навигаторах, ограничителях, балансирах.

Таким всеобщим путеводителем интеллекта непременно должна выступать нравственность. Если она есть. Интеллект же является лишь инструментом нравственности, ей подчиненным, ее обслуживающим. Поэтому так опасен для общества для самого обладателя) безнравственный разум. Хотя нравственность без интеллекта бессильна. Высоконравственный, просвещенный, рефлексирующий (особенно саморефлексирующий) интеллект – вот высший духовный стержень человека, который, если уметь, можно конвертировать в высокодоходный капитал.

Но как же можно его формировать в школе без применения новейших теоретико­методологических, мыслетехнических и нравственнообразующих образовательных технологий, без новой генерации учителей, владеющих этими передовыми эффективными технологиями, умеющих не «давать знания» (что вообще невозможно), а учить детей грамотно думать, то есть превращать голову ребенка не в «склад», а в «цех», в котором ребенок умеет пользоваться своим мозгом, как руками?

В Твери первыми в России в прошлом году максимально приблизились к выполнению этой задачи. Была предпринята в высшей степени полезная и интересная инновационная попытка создания десятка добровольных учебных исследовательских групп пассионарных учителей­предметников и педагогов­психологов тверских школ во главе с тоже пассионарными заведующими кафедрами – учеными ведущих тверских вузов, а также с предполагаемым привлечением дополнительно около сотни участников из числа родителей и даже учащихся старших классов. Эта уникальная, крайне необходимая и трудная, подлинно модернизационная работа была целенаправленно, «за спиной» авторов, без каких­либо обоснований и объяснений разрушена руководством областного института усовершенствования учителей. А ведь именно здесь обязаны денно и нощно заниматься модернизацией образования, созданием «умной школы». Поэтому для создания «умной школы» сначала необходимо нравственное и умное, профессиональное, масштабно и патриотично мыслящее, тонкое, ювелирное руководство образовательной деятельностью.

Принципиальная задача подготовки нового учителя в регионе не только не ставится, но даже не обсуждается, не осмысливается; многочисленные предложения и практические усилия гуманитарных общественных организаций по разработке и внедрению в учебный процесс новейших образовательных технологий в течение ряда лет попросту безжалостно игнорировались, а их практическая реализация стопорилась. Наши чиновники от образования живут, «под собою не чуя страны».

Вот когда преодолеем противодействие образовательных чиновников, обеспечим в школах «пассионарный взрыв» и создадим в Твери центр современных эффективных образовательных технологий, своеобразное тверское «образовательное Сколково», потребность в котором крайне актуальна и остра, вот тогда только и можно будет заняться созданием сначала нравственного и умного института подготовки учителей и только затем – «умной школы». Ибо невозможно заменить первичное вторичным! Еще никому никогда это не удавалось!

Георгий КОМАРНИЦКИЙ, доктор философских и кандидат педагогических наук, профессор

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *