Святой воды хватило всем

Последние годы у большинства людей, во многом благодаря средствам массовой информации, стало возникать чувство, что праздник Крещения (Богоявления) – это купание ночью в проруби. Не собираясь разоблачать или критиковать данное убеждение, напомним, что в чине великого освящения воды, составляющем самую заметную особенность церковной службы этого праздника, нет ни единого намека на особую благодать для тех, кто в освященную воду забирается целиком.

Великое освящение воды – красивый обряд. И в «глобальном» масштабе – на открытых водоемах, и в камерном – в стенах храма. В этом году в Крещенский сочельник мы решили побывать в одном из любимых тверитянами мест паломничества – Савватьеве. Заранее узнали, что изготовление проруби, то есть, по­правильному, иордани, будет проводиться после великого освящения воды в Крещенский сочельник – 18 января. А служб, как в большинстве храмов, будет две: одна накануне, 18­го, а другая в день, вернее, ночь праздника 19­го. Народу в Савватьеве бывает традиционно много, как местных, так и приезжих.

Великое освящение воды по протяженности не так сильно отличается от освящения обычного, именуемого «малым», но оно торжественнее, значительнее и, говоря простым языком, зрелищнее. Уставленное сосудами с водой помещение храма приобретает особый, праздничный вид, в ожидании события освящения воды люди собираются с бутылочками, канистрами, бидонами и другими емкостями. Отец Андрей Егоров, облаченный, как положено, в белые ризы, обходит храм, благословляет сначала рукой, а потом крестом троекратно воду, громко произнося над пространством, уставленным баками, купелями и другими емкостями, древние слова молитвы: «Велий еси, Господи, и чудны дела Твоя… Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир… Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком… прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию… да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну».

Тихий полумрак и мерцание свечей и лампад. Так каждый год в церкви вспоминается не просто евангельское событие Крещения Христа, но таинственно является библейский образ первого дня творения, когда на еще безвидной и пустой землей Дух Божий носился над водами…

А затем мы идем к месту на Орше, где каждый год устраивают иордань, и уже привычный к такой деятельности алтарник Лёня бензопилой (для быстроты и удобства) вырезает во льду крестообразную прорубь для освящения. Здесь в день Крещения бывает многолюдно. Но освященной воды хватает всем.

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *