Стратегия региона: бизнесплан вместо общественного договора?

В конце минувшего года на пленарном заседании региональной Общественной палаты прошло обсуждение Стратегии социально­экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу. В обсуждении принял участие и автор этих строк.

Образно говоря, стратегический план – это система договоренностей, это договор общественного согласия. Я бы сказал, что процесс разработки стратегического плана – это процесс формирования гражданского общества в Тверском регионе. Мы зачастую сетуем на отсутствие у жителей области активной гражданской позиции. А когда появляется возможность эту активную позицию проявить, лишаем жителей такой возможности.

Эта особенность наглядно проявилась в деятельности Фонда «Центр стратегических разработок „Северо­Запад“, который сформировал стратегию развития региона без широкого участия общественности. Такой подход имеет право на существование, но сегодня это уже технология вчерашнего дня.

В материалах проекта стратегии мы не видим признаков участия в этой работе жителей региона. Всё должно начинаться с опросов населения. Проводились ли опросы? Если проводились, почему они не доведены до широких слоев регионального сообщества через средства массовых коммуникаций? Упор сделан на развитие новых промышленных секторов и современных высокотехнологичных „сервисных“ функций сферы услуг, но в стратегии совершенно не проработан вопрос, за счет каких трудовых ресурсов будут они функционировать. Не приведет ли это к тяжелым последствиям для местного населения? При таком упрощенном подходе к стратегии у нас вместо общественного договора согласия бизнес­план получается!

Разработчик стратегии предлагает региону стать самостоятельным центром в рамках Большой московской агломерации. В проекте совершенно не учтены тверские интересы. А ведь стратегия формируется не на пустом месте. Создается впечатление, что данный проект стратегии может быть легко применен к любому другому субъекту РФ, расположенному в непосредственной близости к Москве.

Почему у разработчиков стратегии не возникало желания опереться в своей работе на тверское самосознание, сформированное тысячелетней историей, и использовать его как ресурс развития? Как показывает история, Тверская область – самостоятельная особая „осевая зона развития“, связанная с Великим водоразделом, некогда имевшая ключевое значение для формирования русского суперэтноса. Ведь не случайно именно из Оковского леса „есть и пошла Русская земля“. Важно заставить вновь заработать в интересах региона весь потенциал Тверской земли.

Из представленных материалов проекта стратегии видно, что интересы Московской агломерации простираются только до Торжка. А как будут развиваться такие удаленные районы, как Торопецкий, Андреапольский, Сандовский, Краснохолмский и другие? На этот вопрос в проекте стратегии нет ответа.

Для развития удаленных районов крайне важно научиться использовать ресурсы трансрегионального планирования, связанного с регионом Балтийского моря. Страны, входящие в прибалтийский регион, занимают высшие места в рейтинге конкурентоспособности всех государств мира. К конкретным шагам, способным вдохнуть свежий импульс развития удаленных районов, можно отнести проект «Исток Западной Двины в еврорегионе „Даугава – Западная Двина“. Тверская область не входит в регион Балтийского моря. Но развитие данного еврорегиона может стать основой механизма вхождения нашей территории в эту программу.

Стратегия возрождения Тверского края должна складываться из стратегических планов развития районов и городов. Стратегии 23 муниципальных образований, в том числе Твери, уже были разработаны в период деятельности прежней, платовской, администрации. Не проще ли было использовать наработанный материал, чем начинать все с нуля?

Вячеслав БАШИЛОВ, председатель Совета ТОС на Рождественских горках, член Общественной палаты Твери, член Ассоциации специалистов по экономическому развитию территорий

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *