В конце минувшего года на пленарном заседании региональной Общественной палаты прошло обсуждение Стратегии социальноэкономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу. В обсуждении принял участие и автор этих строк.
Образно говоря, стратегический план – это система договоренностей, это договор общественного согласия. Я бы сказал, что процесс разработки стратегического плана – это процесс формирования гражданского общества в Тверском регионе. Мы зачастую сетуем на отсутствие у жителей области активной гражданской позиции. А когда появляется возможность эту активную позицию проявить, лишаем жителей такой возможности.
Эта особенность наглядно проявилась в деятельности Фонда «Центр стратегических разработок „СевероЗапад“, который сформировал стратегию развития региона без широкого участия общественности. Такой подход имеет право на существование, но сегодня это уже технология вчерашнего дня.
В материалах проекта стратегии мы не видим признаков участия в этой работе жителей региона. Всё должно начинаться с опросов населения. Проводились ли опросы? Если проводились, почему они не доведены до широких слоев регионального сообщества через средства массовых коммуникаций? Упор сделан на развитие новых промышленных секторов и современных высокотехнологичных „сервисных“ функций сферы услуг, но в стратегии совершенно не проработан вопрос, за счет каких трудовых ресурсов будут они функционировать. Не приведет ли это к тяжелым последствиям для местного населения? При таком упрощенном подходе к стратегии у нас вместо общественного договора согласия бизнесплан получается!
Разработчик стратегии предлагает региону стать самостоятельным центром в рамках Большой московской агломерации. В проекте совершенно не учтены тверские интересы. А ведь стратегия формируется не на пустом месте. Создается впечатление, что данный проект стратегии может быть легко применен к любому другому субъекту РФ, расположенному в непосредственной близости к Москве.
Почему у разработчиков стратегии не возникало желания опереться в своей работе на тверское самосознание, сформированное тысячелетней историей, и использовать его как ресурс развития? Как показывает история, Тверская область – самостоятельная особая „осевая зона развития“, связанная с Великим водоразделом, некогда имевшая ключевое значение для формирования русского суперэтноса. Ведь не случайно именно из Оковского леса „есть и пошла Русская земля“. Важно заставить вновь заработать в интересах региона весь потенциал Тверской земли.
Из представленных материалов проекта стратегии видно, что интересы Московской агломерации простираются только до Торжка. А как будут развиваться такие удаленные районы, как Торопецкий, Андреапольский, Сандовский, Краснохолмский и другие? На этот вопрос в проекте стратегии нет ответа.
Для развития удаленных районов крайне важно научиться использовать ресурсы трансрегионального планирования, связанного с регионом Балтийского моря. Страны, входящие в прибалтийский регион, занимают высшие места в рейтинге конкурентоспособности всех государств мира. К конкретным шагам, способным вдохнуть свежий импульс развития удаленных районов, можно отнести проект «Исток Западной Двины в еврорегионе „Даугава – Западная Двина“. Тверская область не входит в регион Балтийского моря. Но развитие данного еврорегиона может стать основой механизма вхождения нашей территории в эту программу.
Стратегия возрождения Тверского края должна складываться из стратегических планов развития районов и городов. Стратегии 23 муниципальных образований, в том числе Твери, уже были разработаны в период деятельности прежней, платовской, администрации. Не проще ли было использовать наработанный материал, чем начинать все с нуля?
Вячеслав БАШИЛОВ, председатель Совета ТОС на Рождественских горках, член Общественной палаты Твери, член Ассоциации специалистов по экономическому развитию территорий
Добавить комментарий