Великолепная двадцатка

Почему миссия победителей региональных конкурсов «Учитель года» двух десятилетий не востребована?

Могут ли школьные учителя влиять на судьбы отечественного образования? Или это прерогатива чиновников, а педагоги – лишь безмолвные исполнители инструкций и указаний, спущенных сверху? Какие перемены в современном образовании вызывают одобрение учителей, а что, по их мнению, не приносит пользы? Под занавес уходящего года, провозглашенного в России Годом учителя, своими размышлениями над этими вопросами делятся лучшие учителя нашего региона – победители областных этапов и участники всероссийских финалов конкурса «Учитель года».

Идея провести опрос среди победителей ежегодного конкурса «Учитель года» оказалась трудновыполнимой. Оказалось, судьбами этих двадцати человек, достойно представлявших наш регион на всероссийских конкурсах с 1991 по 2010 год, нынче в структурах управления образованием никто не интересуется. Есть только список имен бывших триумфаторов и школ, в которых они работали на тот момент, когда участвовали в конкурсе. Сейчас создается электронная книга о лучших учителях Тверской области, которая будет размещена на портале «Тверьинформобр». Войдут ли туда и все победители областного этапа конкурса «Учитель года» – неясно. Во всяком случае, никто не собирал сведений о них с учетом изменений за годы, прошедшие после победы на конкурсе.

К сожалению, наш самостоятельный поиск не увенчался полным успехом. Не удалось ничего узнать о судьбе первого победителя конкурса – Ольги Базановой, работавшей в 1991 году учителем биологии в средней школе №  47 Твери. Второй по счету (победителем 1992 года) была Александра Кострова, учитель иностранного языка школы №  5 Торжка. Выяснилось, что она продолжает работать учителем, но уже давно уехала из Тверской области. Координаты многих других лауреатов удалось раздобыть, но с кем­то не получилось связаться, а некоторые не приняли предложение выступить в прессе

В целом выяснилось, что большинство победителей конкурса «Учитель года» продолжают трудиться в школах, несколько человек (причем все – мужчины) перешли работать в органы управления образованием. Любопытно, что почти все, с кем удалось пообщаться, ответили, что свое мнение о путях развития образования публично они высказывали лишь в период участия в конкурсе. Приглашений к обсуждению путей развития образования на областном или федеральном уровне в дальнейшем не поступало, за редкими исключениями. Так, педагог из Нелидова Янина Стулова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года­2002», в 2006 и 2007 году была членом межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам. Наталья Углева, победитель областного конкурса «Учитель года­2007», работает учителем в ржевской школе №  13 и является членом Общественной палаты Тверской области.

Лишь три педагога вовсе покинули сферу образования. Владимир Шмелёв, лауреат конкурса 1994 года, вскоре после этой победы ушел из тверской школы №  50, где работал учителем английского языка. Впоследствии он трагически погиб. Учитель русского языка и литературы школы №  2 ЗАТО «Озёрный» Галина Козина, победитель 1998 года, после ухода из школы работала главным редактором газеты «Дни Озёрного», а затем уехала из поселка. Учитель физики гимназии №  2 Вышнего Волочка Валерий Аксёнов – единственный из всех педагогов нашего региона, кто вошел в первую пятерку лучших учителей России в 2000 году. После столь удачного выступления проработал в гимназии год и ушел в коммерческие структуры. Сейчас, по сведениям бывших коллег, он занимается установкой спутниковых антенн и Интернета.

Двадцатилетний педагогический стаж имеет третий по счету лауреат конкурса – Алексей Никонов, в 1993 году он был учителем истории школы №  18 Твери. Сейчас – руководитель аппарата Общественной палаты Тверской области, директор программы «Важное дело», а еще по совместительству – учитель истории школы №  36 Твери.

– После победы в конкурсе меня пригласили работать в отдел образования инспектором по школам, – рассказывает Алексей Валерьевич. – Есть такое поверье в учительской среде, что в инспектора уходят те учителя, у которых не сложилась работа в школе. А у меня в школе все сложилось, и все эти годы я не прекращал преподавать. Только нагрузка сократилась. Сначала я вел по 33 часа в неделю, потом 12, потом 8, сейчас у меня 4 часа. Причем ребята неплохо занимаются, есть у меня победители и призеры олимпиад. Школа – это мое призвание, и пока будут силы и возможности, всегда буду находить время, чтобы преподавать. Потому что живое общение с ребятами дает какое­то новое понимание жизни. Работа в школе доставляет мне удовлетворение, поэтому я не бросаю ее. Здесь материальный вопрос совершенно роли не играет. Если бы я просто работал в школе, за ставку я получал бы 9 тысяч с копейками, причем при всех регалиях: с высшей категорией, со степенью кандидата философских наук, званием Почетного работника общего образования РФ. Я вспоминаю первый указ Ельцина об образовании – приравнять зарплату учителей к средней по промышленности. Прошло двадцать лет, и до сих пор лишь в одном субъекте РФ – Москве зарплата учителей поднялась до уровня средней в промышленности. Учителя вынуждены думать не о новых педагогических технологиях, а о хлебе насущном. Для сравнения: когда я ушел на работу в отдел образования, моя зарплата была ниже, чем в школе. А сейчас приходит молодой человек в городскую или областную администрацию на самую низкую должность, и получает зарплату больше, чем учитель со всеми регалиями, отдавший всю жизнь школе. Несправедливая оплата труда является тем червем сомнения, который грызет нашу систему образования. Она не может развиваться нормально, пока эта проблема существует. В различных обсуждениях вопросов образования я участвовал много раз, но не в качестве учителя года. Полагаю, есть некоторое упущение в том, что после победы в конкурсе лучших учителей забывают, их потенциал оказывается невостребованным. Можно было бы организовать клуб победителей конкурса «Учитель года», ведь в числе учителей года – представители разных районов области, разных возрастных категорий, причем люди весьма активные, творческие, поэтому их идеи, предложения могли бы быть полезны для развития образования в Тверской области.

Аналогичное мнение высказал и Александр Бобуров, победитель конкурса в 2005 году. Тогда он был учителем физики школы №  1 Ржева. Сейчас Александр Валентинович работает в лицее ТвГУ заместителем директора по учебно­воспитательной работе, ведет и уроки физики:

– Победа в конкурсе «Учитель года» никак не повлияла на мою судьбу. Нигде я не встретил поддержки своих инициатив. Даже когда мы пытались создать ассоциацию учителей года, идея не получила поддержки в органах управления образованием. Миссия победителя конкурса «Учитель года» не востребована. Общественного движения педагогов у нас в области нет, активные учительские общественные организации, которые могли бы защищать интересы педагогов в органах представительной и исполнительной власти, отсутствуют. Создание таких организаций не поощряется.

В 1999 году победил в областном конкурсе и вошел в число пятнадцати лучших участников всероссийского финала «Учитель года» Алексей Макурин, учитель физики Становской средней школы Ржевского района. Здесь он работает и по сей день, вот уже двадцать лет.

– У меня ничего не изменилось, изменилась только нагрузка. Тогда я преподавал физику, информатику, черчение, астрономию. Потом астрономия исчезла из школьного курса (что показательно – исчезла она в Год астрономии), недавно и черчение нас покинуло (видимо, «технари» государству стали не нужны), у меня остались физика и информатика. Еще, поскольку наша школа базовая, у нас открылся информационный центр, и мне доплачивают полставки как руководителю этого центра. При создании информационного центра я разработал свою программу информатизации. Сейчас мы переходим на свободное программное обеспечение. Дело в том, что сегодня можно совершенно законно использовать свободные программы, позволяющие выполнять любые работы на компьютерах, при этом не оплачивая дорогостоящие лицензионные программы. Я у себя в школе это активно продвигаю. Три года назад мы в отделе образования Ржевского района вместо дорогостоящего Microsoft Office установили пакет Open Office, что позволило сэкономить порядка 90 тысяч рублей. Однако непонятно, почему эта идея не имеет широкой поддержки. Хотя уже во многих странах осознали масштаб экономии и все государственные учреждения переводят на свободное программное обеспечение. Сегодня мы ломаем голову, как в условиях нормативно­подушевого финансирования выжить сельской школе. И в то же время тратятся огромные деньги на приобретение дорогостоящего программного обеспечения. Надо сказать, что за последнее время улучшилось оснащение школ. Сегодня многие сельские школы неплохо оборудованы и не отстают от возможностей городских. Но не радует то, что существование сельских школ поставлено в зависимость от количества учеников. В результате дальнейшее развитие этих школ под вопросом. Сейчас вводится профилизация в старшем звене. На мой взгляд, в условиях имеющегося финансирования в сельских школах качественно это сделать невозможно. В условиях подушевого финансирования в сельских школах не хватает денег на стимулирующие выплаты учителям. Но все­таки образование – это не коммерческая деятельность. Я так сравниваю: общество – это как большая семья, где производство – «родители», которые должны зарабатывать деньги. А образование и медицина – это те «дети», которых «родители» должны содержать. Если такую аналогию провести, в нашем обществе сегодня получается, что у нас на детях пытаются всячески экономить, к тому же заставляют их зарабатывать самостоятельно. А будут ли дети таких папок и мамок уважать?..

Победительница конкурса 2004 года Елена Мищенко (ныне Вараксина) главным своим достижением после победы считает то, что родила двоих детей. Она по­прежнему живет во Ржеве, работает учителем математики, сейчас в школе №  12, а в год своей победы работала в школе №  4. У нее нагрузка 35 часов, к тому же Елена Викторовна – руководитель школьного методического объединения, эксперт комиссии по проведению экзаменационных работ. Хотелось бы поменьше часов вести, да некому передать – учителей не хватает.

– В современной школе мне интересно применение информационных технологий на уроках, – говорит Елена Вараксина. – Школа становится «электронной». Появилась возможность пользоваться той информацией, которая ранее была труднодоступна. На уроке учитель становится в большей степени координатором, организатором деятельности учеников, позволяя им проявить свою творческую активность в поиске и усвоении знаний. Однако полностью полагаться на работу детей с компьютером нельзя, должно быть живое общение с педагогом. Теперь о материальной стороне вводимых изменений. В связи с появлением стимулирующих выплат удалось немного повысить заработную плату учителей, но не в тех размерах, о которых говорится по центральному телевидению во время встреч президента и премьер­министра с учителями в отдельных регионах нашей страны. К сожалению, все нововведения обходят стороной проблему повышения статуса учителя. Парадоксально, что именно в Год учителя в стране участились случаи морального и физического унижения педагогов. Почувствовать защиту и поддержку со стороны государства учителям не удалось. Хотелось бы обратиться к нашему правительству с предложением рассмотреть вопрос о защите прав учителя.

Победителем конкурса «Учитель года­2010» стала учитель истории из школы №  3 Кашина Татьяна Голубева. Предоставим ей слово:

– Я по­прежнему преподаю историю, обществознание и мировую художественную культуру. Нагрузка – 24 часа в неделю. Кроме того, в этом учебном году у меня есть обязанности заместителя директора по научно­методической работе. Занимаюсь еще и школьным музеем. В ноябре этого года в городе возрождено краеведческое общество изучения Кашинского края – на собрании избрана его председателем. Сейчас занимаемся разработкой уставных документов, готовим Хрестоматию по истории Кашинского края (готов макет, подбираем материал). Есть еще обязанности тьютора – это сравнительно новое явление в нашем образовании – каскадно­кластерная модель повышения квалификации педагогов, которая предусматривает наличие промежуточного звена, связующего институт усовершенствования учителей с рядовыми учителями. Тьюторов готовят в Твери, а затем они транслируют полученную информацию и впечатления каждому желающему. Пока эта часть деятельности мне не совсем ясна (транслировать информацию вполне можно и через Сеть!), но допускаю, что просто не понимаю чего­то.
Радует в современной школе техническое оснащение, хотя совершенства достичь невозможно. Например, Интернетом мы пользоваться можем, но установлены такие фильтры, которые не позволяют даже картинки скачивать! Совсем не радует большое количество отчетности – не проходит дня, чтобы в школе не создавался отчет по какому­либо вопросу. Угнетает необходимость создавать рабочие программы, которые менее полезны и удобны, чем обыкновенное тематическое планирование. Думается, такие программы, отнимающие у учителя массу времени, сил, бумаги, нужны прежде всего контролирующим органам. В повышении качества образования очень помогло бы уменьшение числа учеников в классе, было бы целесообразно ввести новые нормы наполняемости классов. Выступила с этим предложением во время встречи с представителями Министерства образования и науки на установочном семинаре в Москве в августе, но мнение мое даже не было озвучено – как­то это предложение в концепцию современного образования не вписывается… Радует закрепленная в проекте «Наша новая школа» идея поддержки талантливых детей, однако с ними надо работать, а для этого требуется время – быть может, стоит задуматься о сокращении недельной нагрузки учителя? В конце июня была приглашена в Общественную палату Тверской области на обсуждение проблемы ноосферного образования. Слушала. Выступала. Результатов не знаю. Много обсуждали с коллегами проблемы преподавания во время конкурса в Магнитогорске, продолжаем общаться и сейчас: делимся идеями, информацией. Для коллег в школе провела семинар­отчет о поездке на конкурс; сейчас занимаюсь проблемой метапредметного подхода к обучению – это надо для освоения новых образовательных стандартов, это важно для школы XXI века, да и просто интересно и нужно детям и нам. Вообще, хотелось бы от вышестоящих организаций не столько контроля (учителя в большинстве – очень ответственный и добросовестный народ! До занудства!), сколько – поддержки, разъяснений, сочувствия, уважения…

Марина РУЧКИНА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *