Люди неравных возможностей

Во всем мире 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. 28 сентября 2008 года Россия наконец­то подписала (но не ратифицировала) декларацию ООН «О правах инвалидов», в которой излагаются основные стандарты отношения государства и общества к людям с ограниченными физическими возможностями, создания необходимых условий для их реабилитации и обеспечения достойного уровня жизни.

В России инвалидами занимается множество организаций, издано множество законов и постановлений правительства, но системного подхода к решению проблем инвалидов не просматривается, социальное положение этой категории граждан не улучшается, основные положения декларации ООН не выполняются. На территории Тверской области не разработана программа по ее реализации.

Пенсии наших инвалидов одни из самых низких в Европе и не превышают в среднем 5–6 тысяч рублей, тогда как стоимость продовольственной корзины в 2010 году в среднем по России составляет 8200 рублей.

Получение бесплатной медицинской помощи для инвалидов становится проблематичным. Во многих поликлиниках Твери, ссылаясь на загруженность, врачи (узкие специалисты – отоларингологи, ревматологи, невропатологи и другие) отказываются посещать лежачих инвалидов на дому. Вызов платного врача обходится в 700 рублей. Очередь на сдачу анализов крови из пальца в поликлинике № 2 горбольницы № 7 составляет 15–16 дней! Многие биохимические анализы, назначенные врачом, в лабораториях не выполняют. Приходится их делать за деньги в платных частных лабораториях.

Многие инвалиды из­за дороговизны не могут приобрести необходимые лекарства: рост их стоимости в разы опережает темпы индексации денежных выплат взамен льготных лекарств. Список льготных лекарств для тех, кто не отказался от их получения в натуральной форме, значительно сокращен, и получение связано с большими трудностями.

Получающие мизерную денежную компенсацию взамен лекарств утратили возможность на бесплатное санаторно­курортное лечение.

Инвалиды на протяжении многих месяцев ждут очереди на обследование в поликлиниках (на УЗИ, гастроскопию, томографию и т.д.). В областном кардиодиспансере талончики на обследование выдают на шесть и более месяцев вперед, а за деньги обследуют без очереди. Из­за низкого качества медицинского обслуживания многие инвалиды нуждаются в реабилитации посредством выполнения медицинских операций, осуществляемых только на платной основе (зубопротезирование, замена хрусталика глаза, томография, плазмоферез и т.д.), но нужных денег часто не имеют, тогда как здоровому работающему человеку эти затраты компенсируются за счет снижения подоходного налога. Инвалидам благодаря искусственно заниженному региональному прожиточному минимуму пенсионера – 4600 рублей – органы соцзащиты отказывают в предоставлении на эти цели материальной помощи. Прожиточный минимум для инвалидов не рассчитывается. При устройстве на работу за справку о здоровье в участковой поликлинике с инвалида требуют 400 рублей.

Чтобы заменить вышедший из строя протез, один раз в два года инвалид вынужден месяцами обивать пороги врачей, сдавать анализы, пройти ВВК, в участковой поликлинике – флюорографию и в областной – медико­санитарную экспертизу, доказывая, что у него не выросли ампутированные нога, рука или глаз.

Местные власти все чаще принимают подзаконные акты, ухудшающие материальное положение инвалидов. В деревнях Калининского района значительно повышена ставка земельного налога, в том числе для инвалидов III группы. Инвалиды, передвигающиеся на автомобилях, вынуждены от них отказываться из­за роста ставок по транспортному налогу, мед­ и техосмотру и страховке ОСАГО, хотя Налоговый кодекс предоставляет право нашим местным властям снижать транспортный земельный также) налог, что и сделано во многих других субъектах РФ.

Инвалидов по зрению и другим заболеваниям, имеющих водительские права, в отличие от здоровых людей обязывают ежегодно проходить платный медицинский осмотр, затраты на который не компенсируются.

Инвалидам с нарушениями опорно­двигательного аппарата с 2004 года администрация Твери запретила установку «гаражей­ракушек» во дворе дома, где они проживают, и лишила их возможности воспользоваться собственным автомобилем.

Спецавтомобили и мотоколяски, приобретенные еще в советские времена, износились и требуют замены, но инвалиды оказались «за бортом» программы утилизации старых автомобилей, так как российский автопром снял с производства доступный, экономичный и удобный для инвалидов автомобиль «Ока». Иностранные малолитражки недоступны по цене даже для спонсоров.

В муниципальной бане Заволжского района Твери в очередной раз повышена плата за помывку, льготный день для инвалидов ликвидирован, специально оборудованные места для инвалидов в бане демонтированы.

Жилищные субсидии для ветеранов труда установлены, если их расходы на ЖКХ превышают 15 процентов от дохода, в то же время порог субсидий для инвалидов установлен в 18 процентов, что вряд ли является справедливым.

Обеспечение техническими средствами реабилитации (коляски, протезы и другое) возложено на Фонд социального страхования, где инвалидам часто навязывают неподходящие дорогостоящие модели. Оформление заявки на средства реабилитации связано с выстаиванием очередей по сбору справок в поликлиниках и медэкспертизах. Получение затягивается на годы.

Сроки использования технических средств реабилитации до их замены необоснованно пересмотрены в сторону увеличения. Так, срок службы головодержателя – шесть месяцев, а выдается на год. Срок службы стеклянного глазного протеза – 12 месяцев, а выдается на два года. Инвалид вынужден выискивать дополнительные денежные средства для их покупки.

Особой дискриминации инвалиды подвергаются в системе Сбербанка РФ. Для открытия для инвалида счета по вкладу «Пенсионный» требуют личной явки, а для открытия вклада «До востребования» под более низкий процент явка не обязательна.

Получение среднего профессионального и высшего образования остается проблематичным, так как учебные заведения не приспособлены к приему инвалидов. Как следует не организована доставка детей­инвалидов в школы.

Инвалидам сегодня очень сложно устроиться на посильную работу, хотя много говорят о необходимости квотирования рабочих мест для них. Вопреки законодательству они первыми попадают под сокращение на производстве.

В Твери все социально значимые объекты для инвалидов (отделения Пенсионного фонда, медэкспертизы, Фонда социального страхования, органов соцзащиты, общества инвалидов и т.д.) находятся в зонах транспортной недоступности (кроме такси). Улицы наших городов, транспорт не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов на технических средствах реабилитации. Отсутствуют разметка и дорожные знаки для парковки спецавтотранспорта инвалидов.

Из­за пассивности многочисленных обществ инвалидов, находящихся под контролем администраций, инвалиды часто в одиночку борются с чиновничьим произволом в судах различного уровня, лишенные юридической поддержки в защиту своих прав. Творческие, некоммерческие организации инвалидов часто распадаются, не выдержав прессинга налоговых служб и органов юстиции.

Принятая областная программа по реабилитации инвалидов составлена департаментом социальной защиты. Принятие ее и контроль за ее исполнением осуществляются без участия общественных организаций инвалидов, без необходимой гласности.

Перечень проблем можно продолжать долго. В Твери действует информационно­консультационный пункт для инвалидов, но этого недостаточно. Для комплексного решения проблем людей с ограниченными возможностями необходимо создать центр по реабилитации, где человек, попавший в беду, мог бы получить материальную, медико­психологическую, юридическую, культурно­просветительскую поддержку, где были бы созданы условия для профориентации и подбора посильной работы, для занятий оздоровительным спортом и отдыхом. В этом центре опытные специалисты, преимущественно из числа инвалидов, могли бы квалифицированно подобрать удобные, современные технические средства реабилитации и обучить правилам их использования, организовать их техническое обслуживание и ремонт, грамотно составить заявки на их приобретение и представить к оплате в Фонд социального страхования.

Центр реабилитации должен стать координационным центром для властных структур и общественных организаций по вопросам, касающимся инвалидов, разработки программ поддержки и финансирования.

В органах местного самоуправления должны быть образованы комиссии по делам инвалидов с широким привлечением к их работе общественных организаций инвалидов.

Предстоит сделать многое, чтобы декларацию ООН «О правах инвалидов» наполнить реальным содержанием.

Борис ОГУРЦОВ, инвалид, ветеран труда

Тверь

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *