Неизвестные шедевры тверского искусства

Многие из них уже утрачены. Сумеем ли сохранить уцелевшие?

29 ноября в 17.00 в зале искусств Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького пройдет презентация необычной выставки: впервые в Твери широкой общественности представлены фотографии уникальных произведений русской монументальной живописи, находящихся (или находившихся до недавнего времени) в храмах Твери. Выставка получила название «Тверские фрески XVIII – начала XIX веков: гибель и попытки сохранения». (Слово «фреска» здесь несколько условно: техника, в которой созданы эти произведения живописи, – смешанная, в основном это темперные картины.)

Большая часть представленных на выставке фотографий (из архива Тверской областной картинной галереи, научно­реставрационного центра «Тверьпроектреставрация», архива «Тверских ведомостей», государственного института искусствознания (Москва) и других мест) посвящена двум памятникам: стенописи Успенского собора Отроч монастыря и тверской церкви Троицы, что за Волгой.

Монументальная храмовая живопись XVIII–XIX веков – сравнительно малоисследованная область русского искусства, незаслуженно забытая в советские и постсоветские десятилетия. Между тем в то время создано огромное количество произведений для сотен и тысяч новых каменных храмов, массово возводившихся по всей России. Над их украшением работали талантливые художники. В числе живописцев были представители всех сословий: дворяне, мещане, крестьяне, духовенство.

В сложной истории русской церковной живописи XVIII–XIX веков можно выделить несколько течений и несколько временных отрезков. Значительная часть мастеров вплоть до XX века продолжала работать в традициях древнерусской иконописи, сохранив для нас это искусство. Но другое направление в русской живописи постепенно отходило от привычного иконописного канона и работало в русле барочной реалистической живописи. Расцвет его пришелся на конец XVIII – первые десятилетия XIX века. Часто в одном и том же городе частности, и в Твери) сосуществовали мастерские, писавшие традиционные иконы и иконы­картины в европейской манере. Выбор того или другого направления во многом определялся заказчиком. Более «модные» европейского стиля иконы, как правило, заказывали дворяне, часть купечества и зажиточного мещанства, а иконы традиционных форм охотно приобретали старообрядцы. В Твери с ее ориентацией на Петербург европейская живопись довольно рано завоевала популярность. Здесь формируется своя школа церковной реалистической живописи, мастера которой работали как для храмов своего города, так и на сторонний заказ.

Тверская школа сформировалась благодаря деятельности нескольких мастеров, в особенности Самсона Федоровича и Макария Самсоновича Пешехоновых, а также Ивана Ильича Панова. В настоящее время из безусловно принадлежащих их кисти икон в Твери сохранились только царские врата в церкви Белая Троица (конец XVIII века), перенесенные туда из разрушенной церкви Ильи Пророка. В одно время с ними и спустя несколько десятилетий после них в Твери работало более трех десятков мастеров с многочисленными подмастерьями. Тверские мастера участвовали в украшении храмов в Москве, Петербурге, Новгороде, во многих других городах и даже в Сибири.

В третьей четверти XIX века тверская школа постепенно хиреет, старые мастера уходят из жизни, среди росписей конца XIX – XX веков неизвестно ни одной, качество которой было бы сравнимо с предыдущим периодом. Лучшая сохранившаяся в Твери роспись этого времени – в соборе Христорождественского монастыря – создана приглашенной артелью, работавшей в традициях владимирских иконописных сел (Палеха, Холуя, Мстеры).

Вместе с тем растет осознание ценности искусства предыдущего периода, предпринимаются попытки сохранения и фотофиксации самых ценных ансамблей. Появляются исследования на эту тему священника В.И. Некрасова, председателя Тверской ученой архивной комиссии А.К. Жизневского, для научных заключений привлекались столичные специалисты, в том числе П.П. Покрышкин, Н.В. Покровский и другие.

Революция 1917 года нанесла русскому искусству тяжелейший удар. Помимо невозможности вести с конца 1920­х годов планомерную исследовательскую и музейную работу, по всей стране развернулось массовое уничтожение храмов. Особенно пострадали храмы в городах. Даже уцелевшие здания варварски перестраивались, в результате их убранство, в том числе и стенописи, полностью погибали. В итоге в Твери уцелело к началу 2000­х годов только три (из нескольких десятков) памятника церковного искусства «золотой поры» тверской школы иконописи. Это сильно испорченные поновлениями росписи в древней части церкви Белая Троица (середина XIX века, возможно, мастер Семен Иванович Гурьев), стенописи Успенского собора Отроч монастыря (1799–1800 годы, художник Матвей Емельянович Челповской) и сейчас открытая в восьмерике стенопись церкви Троицы за Волгой (1817–1818 годы, школа Самсона и Макария Пешехоновых).

За последнее десятилетие мы фактически лишились двух из них: росписей Белой Троицы и Успенского собора. Причем произошло это не от гонителей на религию, а по непросвещенности и невежеству тех, кто мог и должен был беречь эту живопись.

К сожалению, отдельные голоса протеста не остановили акций по уничтожению редчайших памятников русского провинциального искусства. А Тверь лишилась великолепных образцов живописи, которые в иных условиях могли бы стать ее гордостью, достопримечательностью и источником доходов от туризма.

Нынешняя выставка представляет поэтому, с одной стороны, мартиролог утрат – как советских десятилетий, так, к сожалению, и недавних. Но в большей степени ее цель – привлечение внимания к тем памятникам, которые еще можно сохранить. К сожалению, цельный ансамбль сохранился фактически только один – стенопись церкви Троицы за Волгой. В настоящее время храм передан под подворье Оршина Вознесенского монастыря. Женской обители одной не под силу провести комплексную научную реставрацию этого уникального памятника архитектуры и монументальной живописи, ценность которого игумения Евпраксия с сестрами вполне осознают.

Выставка «Тверские фрески XVIII – начала XIX веков: гибель и попытки сохранения» имеет целью еще раз привлечь к бедам тверского памятника внимание общественности и меценатов.

Павел ИВАНОВ (фоторепортаж в разделе «Фото»)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *