Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был принят 8 мая 2010 года, а вступает в силу уже с 1 января 2012 года.
Другими словами, на раздумья российским бюджетникам по поводу тех перемен, которые привнесет в их жизнь данный закон, отводится год с небольшим. Более того, многие граждане даже понятия не имеют, что это за закон такой: надо обладать квалификацией юриста, чтобы соотнести прописанные в нем многочисленные изменения и дополнения с уже действующими законодательными актами.
Мне довелось слышать, как руководители самого высокого федерального уровня, комментируя факт принятия данного закона, говорили на встрече со школьными учителями: мол, не волнуйтесь, бюджетное финансирование вашей школы останется на прежнем уровне, только теперь сэкономленными бюджетными деньгами вы сможете распорядиться по своему усмотрению! То же относительно и библиотек, которым также рекомендован тип прописанного в законе бюджетного учреждения.
Но вот в чем проблема: субсидии бюджетных учреждений при переходе их на новый статус выделяются на уровне нынешнего 2010 года. Если не хватит, то придется заработать. Но заработать библиотеки могут лишь в том случае, если будет платежеспособный спрос населения на услуги библиотек (что весьма и весьма проблематично в период еще не закончившегося кризиса). Есть реальная опасность, что библиотеки, которые не смогут заработать дополнительные средства, будут «оптимизированы», то есть сокращены.
Почемуто совсем не рассматривается возможность перевода библиотек в статус казенного учреждения. Между тем, по мнению библиотечных специалистов, это оптимальная форма. Да, мало самостоятельности, уйдут в бюджет заработанные средства, но зато есть субсидиарная ответственность учредителя. А это, поверьте, сейчас намного важнее, чем те копейки, которые мы зарабатываем. Несут ответственность, значит, не дадут погибнуть.
А ведь как хорошо все начиналось! 2007 год. В обращении Президента Владимира Путина к Федеральному Собранию РФ ставится задача «на новой современной основе возродить в стране библиотечное дело». 22 апреля 2010 года на совместном заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству, Совета по науке, технологиям и образованию нынешний Президент Дмитрий Медведев отметил важность сохранения «библиотечной среды». А в мае принимается упомянутый 83й Закон, который, по сути, закладывает мину замедленного действия под библиотечную сеть. Если он будет реализован в отношении библиотек, то в итоге наши граждане лишатся своего законного права на бесплатный доступ к информации.
Не надо лукавить: мы все прекрасно понимаем, что реформа прежде всего преследует цель уменьшения нагрузки на бюджетную систему страны. На когото тогда она должна быть переложена? На население! Но как может сочетаться общедоступность библиотек с платностью их услуг? Ведь еще никто не отменял Конституцию РФ и Закон «О библиотечном деле» (как федеральный, так и областной). А между тем эти законы являются правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Вот почему по стране катится настоящая волна недовольства. Правда, не соглашаются мои коллеги – библиотекари, музейщики, архивисты – в своих профессиональных журналах, их не слышит широкая общественность. Поэтому хочу процитировать одного из коллег: «Не понимает наше государство то, что „внутри“ культуры есть подотрасли, „работающие“ на общие, национальные ценности, повышающие уровень цивилизованности всей нации, дающие дополнительные шансы тем, кто стремится к позитивной самореализации» ( «Библиотечное дело», № 18,
Конечно, решение о новом статусе библиотек будут принимать органы местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы при этом учитывалась некоммерческая природа библиотечной деятельности и конкретные условия, в которых функционируют библиотеки нашего региона. Давайте обсудим проблему, пока не поздно!
Елена БАРАНОВА, директор муниципальной библиотечной системы Твери, заслуженный работник культуры России
Добавить комментарий