Долги не наши, но тяжкие

Почему в цепочке должников за поставленное тепло крайними остаются жители Твери

В сентябре в Тверской городской думе прошел «круглый стол». Обсуждались проблема долгов потребителей тепла перед ОАО «Тверские коммунальные системы» и пути ее решения. Проще говоря, возможности ликвидации этой задолженности за счет виновных. Но, как оказалось, эта долговая проблема цепляет проблему еще более глубинную: кто кому должен? И понять суть вопроса, не зная его истории, весьма проблематично, если не сказать, что невозможно в принципе.

Итак, вернемся в историю.

Еще в 1999 году контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области проверила соответствие платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) нормативам их потребления. Повод для обследования был все тот же: выяснить, что является причиной задолженности предприятий и организаций ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов. В ходе обследования выяснилось, что по Твери среднемесячный нормативный расход тепла, рассчитанный экспертами, должен составлять 0,016 гигакалории (Гкал) на квадратный метр в месяц, тогда как реально существующий норматив составлял 0,02 Гкал. Превышение, как видим, 25 процентов. сегодня, в 2010 году, мы платим за тепло уже по нормативу 0,0257 Гкал за квадратный метр.)

В апреле 2001 года контрольно-счетная палата Тверской городской думы провела инвентаризацию дебиторской задолженности ныне обанкроченного МУП «Тверьгортеплоэнерго». Инвентаризация показала, что на 1 января 2001 года городской бюджет был должен муниципальному предприятию более 100 миллионов рублей, областной бюджет – почти 600 миллионов рублей, прочие организации – более 230 миллионов рублей. При этом убытки самого предприятия составили 100 миллионов рублей. Тогда были высказаны претензии в адрес администрации города, которая в лице своего финансового управления и департамента ЖКХ самоустранилась от должного анализа результатов деятельности муниципального предприятия.

Судьба долгов по МУП «Тверьгортеплоэнерго» присоединившемуся к нему по тем же печальным обстоятельствам МУП «Тверьгорэлектро»), которые якобы очень сильно задолжали поставщикам энергоресурсов, рассматривалась при подписании 10 октября 2001 года Соглашения о взаимодействии с РАО «ЕЭС России» и обеспечении устойчивого прохождения Тверским регионом осенне-зимних периодов.

В мае 2003 года было зарегистрировано ОАО «Российские коммунальные системы» с уставным капиталом                          1 миллиард рублей, главными акционерами которого (по 25 процентов акций у каждого) выступили РАО «ЕЭС России» и ЗАО «Газпромбанк». А до этого наша область город Тверь в частности) подписали соглашение о сотрудничестве с РАО «ЕЭС России» в сфере предоставления коммунальных услуг. РАО «ЕЭС России» объявило, что пришло в Тверь с целью выведения ЖКХ из системного кризиса на базе консолидации административных, финансовых и производственных ресурсов, а для этого нужно создать на территории области дочернее общество ОАО «РКС», которое способствовало бы оптимизации экономически обоснованных тарифов на оказываемые услуги. Этим дочерним обществом стало ОАО «Тверские коммунальные системы» (ТКС), которое с тех пор живет и даже процветает на нашей Тверской земле.

Для осуществления продекларированной деятельности комитет по управлению имуществом Твери передает в аренду ОАО «ТКС» здания, сооружения и движимое имущество, относящееся к тепловому хозяйству.

В 2004 году подписывается четырехстороннее соглашение (Губернатор, глава Твери, руководство ОАО «РКС» и ОАО «ТКС») о реализации проекта ОАО «Российские коммунальные системы» на территории Твери. В соответствии с этим проектом ОАО «ТКС» проводит выявление и инвентаризацию бесхозных тепловых сетей и оборудования системы теплоснабжения города. А городская администрация в свою очередь осуществляет контроль и регулирование развития инженерной инфраструктуры территории с целью обеспечения надежного, устойчивого и экономически безопасного функционирования теплового хозяйства на территории Твери.

12 мая 2005 года Губернатор Дмитрий Зеленин дал поручение тогдашнему председателю РЭК Тверской области О.В. Николаевскому: «В соответствии с предложениями Совета общественности прошу вас до 1 июня 2005 года организовать проверку экономической обоснованности тарифов и нормативов на коммунальные услуги в г. Твери с привлечением общественных инспекторов: Ханской М. В., Берсона Г. И. и других».

Только в конце августа я как представитель общественности смог получить материал «для анализа». Выводы экспертов от общественности были однозначными: представленная справка не содержит никаких выводов об обоснованности тарифов. Но это не помешало Николаевскому 19 сентября доложить Губернатору о выполнении поручения. И это несмотря на то, что Центральный районный суд Твери своим решением от 10 августа 2005 года признал незаконным и не действующим с момента принятия решение Тверской городской думы от 29 июня 2004 года № 56 об увеличении годового норматива потребления тепловой энергии с 0,18 до 0,22 Гкал на отопление квадратного метра общей площади жилья.

Ровно год назад, 9 сентября 2009 года, я принимал участие в публичных слушаниях «Об утверждении ОАО „ТГК-2“ инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения города Твери на 2010–2012 гг. (1-й этап)». Суть программы в том, что город в лице населения должен был вложиться в нее через увеличение платежей за теплоресурсы.

Докладывал генеральный директор Дмитрий Морозов. Сразу отмечу: ни на один заданный мною по существу проблемы вопрос я ответа не получил. Меня интересовало все то, что могло бы способствовать принятию участниками слушаний объективного решения по обсуждаемой теме. Между прочим, когда ОАО «РКС» пришло в Тверь, обещало рамках упомянутого выше четырехстороннего Соглашения) привлечь инвестиций, займов для модернизации объектов муниципального теплоэнергетического комплекса в период 2004–2005 годов на общую сумму 8 268 500 долларов США.

14 июля 2010 года я наконец-то получил данные ОАО «ТКС» за подписью Морозова о дебиторской задолженности. По этим данным, на 9 июля она составила 373,98 миллиона рублей, из них просроченная задолженность – 322,7 миллиона, текущая – 51,2 миллиона рублей. Из них 24,8 миллиона просроченной задолженности имеют учреждения, финансируемые из федерального бюджета; на долю предприятий промышленности приходится 23 миллиона, на мелких и средних предпринимателей – 28,8 миллиона рублей просроченной задолженности. Из 282 организаций ТСЖ и ЖСК 180 имеют просроченную задолженность в размере 29,6 миллиона рублей. Кроме того, 29 жилищных организаций Твери имеют 210,3 миллиона рублей просроченной задолженности. В свою очередь, ТКС имеет кредиторскую задолженность перед ООО «Тверьрегионгаз». А в конечном счете выходит, что крайними остаются жители.

15 августа руководители управляющих компаний получили от главы администрации Твери письмо распорядительного характера, в котором говорится (цитирую): «размер платы за отопление в жилых помещениях многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем исходя из фактического потребления тепловой энергии, определенного энергоснабжающей организацией расчетным путем. Учитывая условия договоров, расчет фактически поставленных ресурсов определяется в соответствии с методикой определения количества энергии, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2005 г.                                                                               № 105, и примерного порядка расчета в постановлении Правительства РФ № 307 от 23.05.06 г. Просим вас в срок до 25.08.2010 г. произвести корректировку платы граждан (при отсутствии приборов учета)».

О какой корректировке какую сторону!) в данном случае идет речь, догадаться нетрудно. Ее глава администрации города Василий Толоко уже озвучивал, когда предложил дособрать с населения 70 миллионов рублей, якобы недополученных в ходе минувшего отопительного сезона.

В соответствии с действующими документами нормативного регулирования был выполнен анализ расчетов между ОАО «ТГК-2» и одной из управляющих компаний Твери за поставленные теплоресурсы за 2009 год. Я не буду помесячно приводить данные этого анализа (желающим могу их представить), озвучу лишь общий итог: ОАО «ТГК-2» перебрало с населения за горячую воду и отопление более 17 миллионов рублей! Это только по одной компании, а всего в Твери 31 жилищная организация, с которой у ТГК-2 договорные отношения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 307 у исполнителя перед потребителями возникают обязательства, если услуги поставляются ненадлежащего качества. Например, при перерывах в предоставлении коммунальных услуг, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении один раз в год профилактических работ, плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных услуг.

Допустимая продолжительность перерыва отопления – не более 24 часов (суммарно) в течение месяца; не более 16 часов единовременно при температуре в жилом помещении не ниже плюс 12 градусов; не более 8 часов при температуре от 10 до 12 градусов и не более 4 часов при температуре в жилых помещениях от 8 до 10 градусов. Допустимые снижения нормативной температуры в ночное время (от 0.00 часов до 5 часов утра) – не более 3 градусов, а допустимые превышения – не более 4 градусов. Для сведения: норматив температуры воздуха в жилых помещениях – 18 градусов, в угловых комнатах – 20 градусов.

Согласно тому же 307-му постановлению, потребитель вправе потребовать от исполнителя услуги уплаты неустойки (штрафов, пени) при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества. При условии, что это положение внесено в договор. И контроль за соблюдением настоящих правил, согласно постановлению № 307, осуществляется в том числе и органами местного самоуправления. Отсюда вывод: договоры между ресурсоснабжающей организацией  (ОАО «ТКС») и управляющей организацией должны быть доступными (прозрачными) и заключаться с прямым участием представителей собственников конкретного многоквартирного дома.

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ при рассмотрении заявления ТСЖ из Оренбургской области на две теплоснабжающие компании о незаконном взыскании с ТСЖ примерно 3,6 миллиона рублей так называемой задолженности за фактически потребленную тепловую энергию и горячую воду принял постановление от 15.07.2010 года, в котором сказано, что при отсутствии приборов учета количество потребляемой тепловой энергии определяется на основе нормативов потребления.

Мое предложение на основе вышеизложенного: в тех домах, где отсутствуют приборы учета, но собственники жилых помещений ведут фактический ежедневный учет по виду, объему и качеству услуг, управляющие организации обязаны принимать такой табель учета (при условии, если его подписали не менее трех собственников) в виде приложения к отчету о своей финансово-экономической деятельности за каждый месяц, проводя соответствующую корректировку в финансово-платежных документах и счетах-квитанциях на оплату ЖКУ. (Образец такого табеля учета мною был представлен на «круглом столе» и опубликован в СМИ. К сожалению, дело дальше не пошло.)

Сегодня нас вновь «запугивают» необходимостью установки квартирных приборов учета, в противном случае обещают непослушным резкое увеличение платежей за ресурсы. Бояться не надо, не надо и паниковать. При отсутствии приборов учета количество поставленных ресурсов должно определяться в соответствии с действующими нормативами потребления, утвержденными местными том числе и региональными) органами. А как это должно выглядеть, я и попытался изложить в данной статье.

Геннадий БЕРСОН,

председатель инициативной группы по ЖКХ и ТОС

 

Сергей Делаков, депутат Тверской городской думы, фракция «Единая Россия»:

 – Проблема неплатежей, долгов за тепло возникла не сегодня и даже не вчера. Это многолетняя практика «невыясненных» отношений между потребителями и поставщиками. Чтобы решить эти проблемы, необходимы как минимум три вещи. В первую очередь, надо привести в порядок сети, во-вторых – экономические расчеты, а в-третьих – принять жесткое политическое решение. Для нас неприемлема позиция ТКС и ТГК-2, когда перерасчет собираются делать за прошедшую холодную зиму, при этом не делая его за предыдущие теплые. Все эти перерасчеты с лихвой покроют возникшие непонятно откуда задолженности. Городская дума не позволит долгам лечь финансовым бременем на плечи горожан. Мы заставим ответственные структуры занять принципиальную позицию и произвести перерасчет за две теплые зимы, вернув деньги жителям Твери. Соответствующее письмо уже подписано группой наших депутатов и отправлено властям региона и города. 

Сергей Рогозин, заместитель председателя Тверской городской думы:

– Ссылки на холодную зиму – это попытка поставщиков тепла в очередной раз сорвать куш. Температурных аномалий в прошедшую зиму не было, были низкие минусовые температуры, которые, надо заметить, предварялись теплой осенью. Позиция администрации города – идти на поводу у поставщиков тепла – наводит на нехорошие мысли о заинтересованности чиновников в этом процессе. Если мы согласимся и с долгами, и с перерасчетом, то это будет значить, что расплачиваться за все придется горожанам. Мы, депутаты Тверской городской думы, обеспокоены сложившейся ситуацией и сделаем все для того, чтобы финансовые разногласия управляющих компаний и энергетиков не стали финансовой проблемой жителей Твери.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *