Детей некому учить, людей некому лечить

Случилось так, что я, запамятовав личный пароль в интернет-сайте, нажала на запрос ноутбука «Забыли пароль?». И мой «комп» выстрелил заложенный контрольный вопрос: «Ваша любимая учительница?» Конечно, я тут же выдала ответ: Антонина Петровна. У меня она одна – лучшая самая. Она, учительница русского языка, помогла определить, кем могу стать я, девочка из сельской школы, имеющая большую тягу к ее предмету. А как не запомнить имя Людмилы Ивановны Кузьменко, фельдшера маленькой районной больнички, вскрывавшей мне миндалины, когда я едва не задохнулась от дифтерита? А швею из ателье, волшебно перелицевавшую для меня мамино пальто, в котором я предстала – по выражению мастерицы – как конфетка?

Одна помогла найти место в жизни, другая жизнь спасла, третья просто приодела. Никого из них уже нет на свете, но я их всех помню и благодарю. Простые они были люди. Обыкновенных профессий. Со скромными заработками. Участвовали в государственных займах. Потом казна должна была бы восполнять людям заем, «гасить» облигации. Но одно было дело, когда ты казне должен, и совсем другое, когда казна – тебе.

Но ведь я не о том хотела сказать. Хотя, впрочем, и о том… Есть среди известных президентов прошлого один, которого многие любят цитировать. Американский то был политик и сказал примерно так в годы их великой депрессии: не спрашивай, что может сделать для тебя страна, – скажи, что готов совершить для нее ты… И странным образом, размышляя о том, кто кому и чего должен у нас, я соотнесла это с процитированным чуть выше. Почему?

Внук мой меняет уже третью школу. Понятно, это родители таскают его туда-сюда. Ищут, где лучше преподают математику, – готовят в вуз, слава Богу, – на инженера. Впрочем, а вы своих детей-внуков разве в ПТУ готовите? В вуз, и, наверное, не в такой, где выучат на учителя русского языка и обрекут на нищенскую зарплату. А выпускники с высшим педагогическим образованием в массе своей дипломы проносят мимо школьных дверей. Новоиспеченные медики повадились осваивать фармацевтический рынок. Участковых врачей – даже при в разы возросшей зарплате – не хватает. Про сельские больницы просто молчу. Это к вопросу «кто кому должен». Бюджет государства (наши налоги), финансируя образование юных своих граждан, понес расход, а расплачиваться трудом молодые специалисты не торопятся. И принудить их к тому нельзя – права человека. А диплом, полученный исключительно ради престижа, формирует – ни больше ни меньше – иллюзорную личность. «Скажи, что ты готов сделать для страны…» Или всё же вернуть принцип послевузовского распределения?

Хирург блестяще проводит сложнейшую операцию, а поставить на ноги пациента порой не могут – нет среднего медперсонала. Дома строить тоже некому. Хоть в службе занятости зарегистрирована армия безработных, вполне годных для работы на стройке. Приходят граждане и не спрашивают, как найти работу. Идут за пособием! Или закон о занятости ужесточить?

Невеселый итог получается в моих размышлениях на уже банальную тему. Коль скоро все у нас получат образование высшее и, став иллюзорными личностями, к станку, конечно, не встанут, надо нашей образовательной отрасли быть готовой звать на учебу в училища-колледжи молодежь из Таджикистана, Узбекистана и т.п. Как говорится, по миру пойти. Программу по переселению соотечественников расширять. Увеличивать квоты для иностранной рабочей силы. Посчитаем, давайте, что мы с того приобретем, а что – потеряем. И подумаем, например, кто при таких тенденциях будет учить наших детей великому и могучему русскому языку. И вспомнится ли им при случае заветное имя для пароля…

Тамара КАРЯКИНА, депутат Законодательного Собрания Тверской области, заслуженный работник культуры России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *