Случилось так, что я, запамятовав личный пароль в интернет-сайте, нажала на запрос ноутбука «Забыли пароль?». И мой «комп» выстрелил заложенный контрольный вопрос: «Ваша любимая учительница?» Конечно, я тут же выдала ответ: Антонина Петровна. У меня она одна – лучшая самая. Она, учительница русского языка, помогла определить, кем могу стать я, девочка из сельской школы, имеющая большую тягу к ее предмету. А как не запомнить имя Людмилы Ивановны Кузьменко, фельдшера маленькой районной больнички, вскрывавшей мне миндалины, когда я едва не задохнулась от дифтерита? А швею из ателье, волшебно перелицевавшую для меня мамино пальто, в котором я предстала – по выражению мастерицы – как конфетка?
Одна помогла найти место в жизни, другая жизнь спасла, третья просто приодела. Никого из них уже нет на свете, но я их всех помню и благодарю. Простые они были люди. Обыкновенных профессий. Со скромными заработками. Участвовали в государственных займах. Потом казна должна была бы восполнять людям заем, «гасить» облигации. Но одно было дело, когда ты казне должен, и совсем другое, когда казна – тебе.
Но ведь я не о том хотела сказать. Хотя, впрочем, и о том… Есть среди известных президентов прошлого один, которого многие любят цитировать. Американский то был политик и сказал примерно так в годы их великой депрессии: не спрашивай, что может сделать для тебя страна, – скажи, что готов совершить для нее ты… И странным образом, размышляя о том, кто кому и чего должен у нас, я соотнесла это с процитированным чуть выше. Почему?
Внук мой меняет уже третью школу. Понятно, это родители таскают его туда-сюда. Ищут, где лучше преподают математику, – готовят в вуз, слава Богу, – на инженера. Впрочем, а вы своих детей-внуков разве в ПТУ готовите? В вуз, и, наверное, не в такой, где выучат на учителя русского языка и обрекут на нищенскую зарплату. А выпускники с высшим педагогическим образованием в массе своей дипломы проносят мимо школьных дверей. Новоиспеченные медики повадились осваивать фармацевтический рынок. Участковых врачей – даже при в разы возросшей зарплате – не хватает. Про сельские больницы просто молчу. Это к вопросу «кто кому должен». Бюджет государства (наши налоги), финансируя образование юных своих граждан, понес расход, а расплачиваться трудом молодые специалисты не торопятся. И принудить их к тому нельзя – права человека. А диплом, полученный исключительно ради престижа, формирует – ни больше ни меньше – иллюзорную личность. «Скажи, что ты готов сделать для страны…» Или всё же вернуть принцип послевузовского распределения?
Хирург блестяще проводит сложнейшую операцию, а поставить на ноги пациента порой не могут – нет среднего медперсонала. Дома строить тоже некому. Хоть в службе занятости зарегистрирована армия безработных, вполне годных для работы на стройке. Приходят граждане и не спрашивают, как найти работу. Идут за пособием! Или закон о занятости ужесточить?
Невеселый итог получается в моих размышлениях на уже банальную тему. Коль скоро все у нас получат образование высшее и, став иллюзорными личностями, к станку, конечно, не встанут, надо нашей образовательной отрасли быть готовой звать на учебу в училища-колледжи молодежь из Таджикистана, Узбекистана и т.п. Как говорится, по миру пойти. Программу по переселению соотечественников расширять. Увеличивать квоты для иностранной рабочей силы. Посчитаем, давайте, что мы с того приобретем, а что – потеряем. И подумаем, например, кто при таких тенденциях будет учить наших детей великому и могучему русскому языку. И вспомнится ли им при случае заветное имя для пароля…
Тамара КАРЯКИНА, депутат Законодательного Собрания Тверской области, заслуженный работник культуры России
Добавить комментарий