Скоро в школу

Полмесяца осталось до начала нового учебного года. По сравнению с тремя месяцами школьных каникул – срок незначительный, тем не менее вторая половина августа привычно считается самой «жаркой» для школ.

Какова степень готовности образовательных учреждений области, покажет региональная плановая проверка. Пока же стоит припомнить результаты проверки федерального уровня в 2009 году. Так, по официальным данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Тверская область вошла в число регионов, которые  «не соблюдали сроки представления информации, представляли неполную и недостоверную информацию». Быть может, открытость сведений, обнародованных областным департаментом образования в этом году, станет эталоном для прочих субъектов РФ.

Но вернемся к предучебным хлопотам. Первое, с чем приходится сталкиваться родителям первоклашек их в этом году в Твери более четырех тысяч), – как пристроить свое чадо даже в обычную школу. Казалось бы, принцип прямого соотношения места жительства с расположением ближайшего учебного общеобразовательного учреждения отменен, и у всех учеников равные возможности, однако до сих пор некоторые школьники оказываются «равнее» других. В крайне стесненных, в отношении выбора, условиях оказались дошколята тверских микрорайона Соминка, поселков Химинститута и Литвинки. Выбирать первоклашкам, впрочем, как и их родителям, в общем-то не из чего: приписная школа одна-единственная, хочешь – иди, не хочешь – ищи. По словам бабушки будущей первоклассницы Тамары Снаткиной, проживающей как раз на Соминке, устройство внучки в школу напоминало настоящее мытарство:

– Вплоть до апреля родители Ани пытались пристроить ее в так называемую престижную школу, но не тут-то было. В 8-й гимназии отказали сразу, там распределением мест правят подготовительные курсы, по итогам которых и определяется, кому суждено обучаться в гимназии. В 17-й и 46-й школах приоритеты распределяются как раньше, по месту жительства, и поскольку «своих» дошколят там хватает, из других микрорайонов детей не берут. А в родной 34-й школе детей хоть и готовы принять без проволочек, да качество обучения родителей не впечатляет…

Нелегко пришлось и матери-одиночке Марии Назаровой. Ее дочь удалось заранее втиснуть в число первоклассников школы № 53, однако и здесь не обошлось без накладок. По предварительным прогнозам, количество первых классов должно было ограничиться тремя, но из-за наплыва семилеток из близлежащих микрорайонов их число увеличилось до пяти, причем в классы зачислено по 30–35 человек. Чем грозит такое «перенаселение», гадать не приходится.

По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, по отдельным группам болезней четко прослеживается связь с неудовлетворительными условиями обучения частоты миопий, возрастающей с момента поступления до окончания школы в 11 раз, шестикратного увеличения распространенности сколиоза. К тому же примерно 8–10 первоклашек из сформированного класса к моменту зачисления в школы уже имеют проблемы со зрением. Вот тут учителям приходится поломать голову, как при таком количестве гиперактивных и слабовидящих учеников умудриться рассадить их всех не дальше третьей парты, да еще и учесть пожелания родителей. Выходит, что утверждение: якобы на «камчатке» сидят одни двоечники – устарело, теперь там ютятся самые здоровые, послушные и выносливые.

В существующих непростых условиях, когда зарплаты педагога хватает, чтобы десять раз сходить в продовольственный магазин (это без уплаты коммунальных платежей), многие учебные заведения региона вдаются в теоретические изыскания, составляют долгосрочные программы развития, с детализацией источников финансирования, в числе которых предусмотрены добровольные пожертвования. Что собой представляют и во что они обходятся родителям, знают все, чьи дети обучаются в школах. Так, в вышеупомянутой школе № 53 папы и мамы зачисленных первоклашек скидывались по три тысячи рублей, из расчета – одна вторая суммы на учебники, оставшаяся половина – на ремонт кабинетов, причем весь спектр «косметических» работ также ложится на плечи родителей. Винить в таком добровольном сборе денежных средств педагогический коллектив язык не поворачивается, ведь не его вина, что денег на нужды системы образования, даже при минимизации затрат, ну никак не хватает. Но если с косметическим ремонтом большинство вопросов решается на уровне родительской общественности, то затратный текущий, а уж тем более капитальный ремонт школьных зданий осуществляется из средств муниципальной либо областной казны.

Внушительная сумма в 40 миллионов рублей в этом году была выделена на основательный ремонт средней школы № 11. В 2008 году школа была закрыта, а все ученики переведены в другую. За два года аварийное здание обрело вторую жизнь: с внешней стороны фасад облицевали долговечным керамогранитом, в школьных кабинетах установили стеклопакеты, полностью реконструировали входную группу, поставили в классах противобликовые доски, оборудовали спортивную площадку. Ремонтные работы еще не завершены, но к Дню знаний, по заверению руководства подрядной организации, школа будет полностью готова принять 420 учащихся.

Куда скромнее обошлись ремонтные работы в тверской средней школе № 4 – всего 7 миллионов рублей, но, по словам директора Николая Семенюка, столь масштабных работ обитель знаний давно не переживала. На выделенные средства заделаны подтекавшая кровля, термошвы, отремонтированы парадное крыльцо и спортивный зал. Правда, в планах школьной дирекции еще и ремонт библиотеки, но закончить его к 1 сентября вряд ли удастся.

Что касается прочих школ Твери, то на закупку новой мебели, систем доочистки воды, дидактической литературы, а также компьютерной техники выделено 77 миллионов рублей. Существенные затраты во многом связаны с созданием так называемых кабинетов здоровья, которые с первого сентября в рамках реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа» должны открыться в каждом общеобразовательном учреждении. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, когда состояние здоровья школьников оставляет желать лучшего, своевременно и оправданно. Но и затратно, конечно.

Все стоит денег, вот и требования госпожнадзора, в соответствии с современными стандартами противопожарной безопасности, с каждым годом крепнут. Так, только на проведение противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях региона из областного бюджета выделено около 43 миллионов рублей, на эти средства проведен ремонт систем пожарной сигнализации, огнезащитная обработка зданий, установка «тревожных кнопок». Правда, зачастую эффективность внедрения средств противопожарной безопасности сводится к нулю из-за непоколебимой веры в русское «авось“. Так, в редакцию “» не единожды обращались родители, обеспокоенные недостаточной пропускной способностью школьных входных групп. Во многих школах вход – выход состоит из двух пар дверей, но двери открыты исключительно по диагонали: если в первом дверном проеме правая створка, то во втором – непременно левая. И вовсе необязательно обладать буйной фантазией, чтобы представить, как будут выбираться из школьных лабиринтов ученики в случае возникновения чрезвычайной ситуации…

К слову, искать пути только не эвакуационного, а организационного выхода далеко не первый год приходится директорам отдаленных сельских школ, в которых кадровый голод куда острее, чем проблема финансирования ремонта. Выпускники педагогических вузов весьма неохотно идут работать в сельские школы, а возраст местных учителей достиг предпенсионного рубежа. Но и педагогические «долгожители» не спасают положения, ведь дефицит преподавателей, например, иностранных языков ощущается практически в каждой школе. Тем не менее, несмотря на возникающие организационные неурядицы, процесс профилизации школ активно продолжает набирать обороты, особенно в учебных заведениях областного центра. Так, программа обучения в 10–11 классах условно подразделяется на две части: стандартную и профильную. Таким образом, тверские старшеклассники, исходя из личных предпочтений, уровня успеваемости и планов на будущее, могут самостоятельно выбирать классы с гуманитарным, математическим, экономическим, медицинским, правовым или обществоведческим уклоном. Подобное профильное обучение позволяет сократить учебную, а главное, эмоциональную нагрузку, возрастающую к моменту сдачи ЕГЭ, ведь углубленное изучение набора «нужных» дисциплин является своего рода гарантией успешного поступления в вузы. Кроме того, директора некоторых школ нарабатывают систему непрерывного образования в сотрудничестве с профессиональными учебными заведениями. К примеру, учащиеся выпускных классов школы № 21 помимо занятий в родных стенах проходят обучение в Тверском колледже имени А.Н. Коняева и при желании, по окончании школы, продолжают обучение в колледже.

Ну а в том, что успешность учебного заведения кроется в активности и предприимчивости его руководства, на собственном примере придется убедиться директорам ряда школ области. При надлежащем оформлении документов они могли бы наполовину окупить затраты на ремонт за счет фонда софинансирования расходов областного бюджета, да вовремя не спохватились. Только четыре муниципалитета: Вышний Волочек, Оленинский, Фировский и Удомельский районы – вовремя и в должном объеме представили сметы для получения областных денег. Чем аукнется подобная нерасторопность для школ в остальных муниципальных образованиях, станет ясно по итогам грядущей приемки, которая уже не за горами. Пока же в целом по области степень готовности школ составляет 69 процентов, а значит, сопоставима с аналогичными показателями прошлого года.

Ксения БАДАКОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *