Баснописец нашего времени

Обстановка в тверском клубе «Культура», встречавшем столичного поэта и актера Театра на Таганке Владислава Маленко, была уютной и располагающей. Мягко подсвеченная сцена волнующе пустовала в ожидании героя, а атмосфера была наполнена предвкушением интересного и необычного вечера. Наконец человек в джинсах и футболке, исполняющий роль конферансье, подошел к микрофону и объявил гостя.

Он стремительно «вырос» из лестничного пролета, ведущего в зал, и в момент очутился перед публикой. Задорный и веселый. Пластичный и выразительный. Театрал в нем чувствовался с первых прозвучавших строк. Разоблачительные интонации и решительные жесты напомнили Маяковского. Чтение то и дело сопровождали одобрительные восклицания и смех слушателей.

После выступления Влад спускается со сцены, и, расположившись на летней веранде, мы начинаем разговор. Время к полуночи. Теплые июльские сумерки. Свеча на столе и тихая музыка в баре. В беседе тет-а-тет сатирик, исполненный колкой иронии, предстает романтиком, с грустью вспоминающим о детстве.

– Я коренной москвич, родился на «Маяковке», в той старой доброй Москве, которая еще не была теперешним мегаполисом, где люди думают только о деньгах. Я еще застал деревянные дома, точильщиков ножей, молодую маму, которая каталась на велосипеде по двору, и дымящий самовар. Закуточки садиков и огородиков. Все это было в самом центре… Такое сейчас невозможно представить и уже никогда не вернуть. Иногда ностальгия жуткая накатывает! Когда меня спрашивают о моей самой заветной мечте, я говорю, что хотел бы, чтоб на Тверской опять появились деревья.

Поэт говорит взахлеб, пытаясь, как в стихах, выразить переполняющие эмоции на одном дыхании. Рассуждает о роли и положении творческих людей сегодня. Об истории и пути России. И не перестает удивлять. Касаясь политики, выказывает приверженность консерватизму, что в сочетании со свободолюбием несколько необычно.

– Я считаю, что только империя с сильной властью может спасти Россию от гибели. Я, конечно, не имею в виду буквального восстановления монархического строя, существовавшего до революции. Принцип государственного устройства должен быть имперским. Просто в сегодняшних условиях нужно найти адекватную форму. Народ нуждается в опеке. У Достоевского есть фраза: «За людьми надо как за детьми». К другому мы, видимо, пока не готовы.

В сегодняшней литературе басня практически не представлена, и Влад Маленко – один из тех немногих, кто возрождает этот жанр на почве русской культуры, продолжая традиции, заложенные Крыловым. Его книга с символичным названием «Сыр выпал…» как бы продолжает с того места, где поставил точку великий предшественник. Устанавливает преемственность. Пороков у современного общества, несмотря на впечатляющий технологический прогресс, по мнению новоявленного баснописца, ничуть не меньше, чем у того, за которым наблюдал Иван Андреевич. Поэтому басня нисколько не утратила актуальности и, как и прежде, может быть зеркалом социальных процессов.

Влад Маленко делает все для того, чтобы максимально приблизить свои произведения восприятию читателя. Содержание басен насыщено сегодняшними реалиями. Об этом говорят уже сами названия: «Ежи-скинхеды», «Рекламный кролик», «Секта»,  «Бомжи», «Гламурная креветка»,  «Компромат» и другие. Предметы и понятия, прочно вошедшие в быт и сознание каждого человека, сплетаются воедино в органичных рифмах. Тематический диапазон весьма широк: политика, бизнес, межличностные отношения, повседневность… А динамика сюжетов держит в напряжении до самой развязки. При всем этом Влад смотрит на свое творчество довольно реалистично и не ждет, что удастся перевернуть мир.

– Я не думаю, что басня, и литература вообще, могут сегодня как-то повлиять на те неприглядные явления, о которых они повествуют. Да и мои предшественники вряд ли грезили о подобном. Цель искусства – колыхнуть воздух перед теми, кто к этому восприимчив. Не более. А выбранный мною жанр – это особенность темперамента. Я не уверен, что смог бы существовать на другой «волне». Просто юмор служит неким буфером между тобой и действительностью, защитным механизмом. Удерживает от того, чтобы впасть в уныние при виде происходящего. 

Антон СТАРИКОВ

 

 

 

Влад МАЛЕНКО

Фестиваль

Еж из концерна «Супер-сталь»

Придумал кинофестиваль.

Себя назначил президентом,

Сурка спецом по кинолентам,

Лягушек членами жюри.

Привлек пивной завод в Твери

И заручился патронажем

Он самого медведя даже!

Потом неспешно все осмыслил,

Сам себе денег перечислил,

Провел, оформил, «откатил»,

Бюджет на четверть сократил,

Из шишек склеил главный приз

И закупил воды «Архыз».

 

Осталась творческая часть.

Она ежу неинтересна.

Кто победит, ему известно –

Друг заяц с фильмом «Волчья пасть».

Бюджет попилен. Флаги реют.

Продюсер, фыркнув, смотрит вдаль.

В мозгах ежовых планы зреют

Про театральный фестиваль.

 

Ежи-скинхеды

Заглушив у пня мопеды,

Собрались ежи-скинхеды.

Друг у друга сбрив иголки,

Стали злыми, будто волки,

И решили меж собой

Дать енотам смертный бой!

Мол, у них не там полоски

И хвосты чрезмерно броски!

Хорохорились ежи:

«Мы идем! Енот, дрожи!»

Их слова звучали колко,

А меж тем два серых волка

Шли домой из гаражей

И заметили ежей…

 

Были ежики побриты,

Злость во взглядах,

В лапках – биты,

Но волкам их грозный вид

Лишь удвоил аппетит!

……………………………

И остались от скинхедов

Два прута и пара кедов…

 

Тут бы думать о морали

И вручать волкам медали,

Обращаться к ним на «Вы»

С уваженьем, но, увы…

 

Излупив ежей у елки,

За енотов взялись волки,

Затащили тех в кусты,

Оторвали всем хвосты…

Перепало и кроту,

За его же доброту…

В раж, войдя, поднявши холки,

Всех в лесу побили волки…

 

Каковы у них повадки,

Таковы у нас порядки…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *